Изолированные и труднодоступные территории (ИТТ) занимают значительную часть России — до 65% её площади. Эти территории охватывают 23 субъекта, из которых 17 расположены в Дальневосточном федеральном округе и Арктической зоне страны. Обеспечение энергоснабжения таких регионов является одной из ключевых задач развития топливно-энергетического комплекса. Особое внимание уделяется развитию распределённой генерации и «интеллектуальных» энергосистем, использующих местные ресурсы, включая возобновляемые источники энергии. Это направление также закреплено в Доктрине энергетической безопасности РФ как важный элемент укрепления единства экономического пространства.
На сегодняшний день ИТТ снабжаются электрической энергией за счёт объектов децентрализованного электроснабжения, организованных в виде технологически изолированных энергоузлов. Тепловая энергия поступает преимущественно от котельных. При этом доля тепла, производимого на объектах совместной выработки электрической и тепловой энергии (когенерации), составляет менее 10%. В условиях ИТТ действуют регулируемые тарифные условия, что подчёркивает необходимость оптимизации затрат и повышения эффективности энергоснабжения.
Общая установленная мощность объектов электроснабжения на изолированных и труднодоступных территориях превышает 900 МВт, а теплоснабжения — более 2200 Гкал/ч. Основным источником электроснабжения остаются дизельные электростанции, работающие на завозном дизельном топливе. На долю дизельной генерации приходится 86,1% всей вырабатываемой электроэнергии и 94,7% энергии, используемой в населённых пунктах. В теплоснабжении ситуация несколько разнообразнее: основными видами топлива выступают энергетический уголь (47,8%), нефть и мазут (28,5%), газ и газовый конденсат (10,5%), а также дизельное топливо, применяемое на объектах когенерации (9,1%).
Однако значительная зависимость от завозного топлива делает энергоснабжение изолированных и труднодоступных территорий крайне неэффективным. Это создаёт серьёзные проблемы, особенно учитывая логистические сложности и высокие затраты на доставку ресурсов. Одной из ключевых проблем остаётся высокая себестоимость энергоснабжения. Средневзвешенный экономически обоснованный тариф на электрическую энергию составляет 65,66 руб. за 1 кВт·ч, а на тепловую энергию — в среднем 12,9 тыс. руб. за 1 Гкал.
Такие показатели обусловлены целым рядом факторов: высокой стоимостью топлива с учётом логистики, значительным удельным расходом условного топлива на производство энергии, а также низкой энергетической эффективностью и большими потерями при передаче электричества и тепла.
Ещё одной серьёзной проблемой является значительный износ основного генерирующего оборудования. Средневзвешенное значение износа достигает 56,9% для объектов электроснабжения и 60% для объектов теплоснабжения. Это приводит к частым плановым и аварийным ремонтам, а также повышает требования к квалификации персонала, работающего на таких объектах.
Тем не менее, существуют современные технологии энергоснабжения, которые позволяют снизить его стоимость и подходят для использования на изолированных и труднодоступных территориях. Эти технологии уже применяются в некоторых проектах. Например, активную работу по их внедрению ведёт ПАО «РусГидро», привлекая частных инвесторов, включая инжиниринговые и производственные компании. Однако массовое распространение таких проектов сталкивается с рядом барьеров. Среди них — низкая инвестиционная привлекательность существующих бизнес-моделей модернизации локальной энергетики, отсутствие специализированных мер государственной поддержки и недостаточная заинтересованность ресурсоснабжающих организаций и муниципальных органов власти в снижении затрат на энергоснабжение. Кроме того, на ИТТ наблюдается недостаточный уровень квалификации местного персонала, отсутствие типовых проектных решений и оборудования, а также сложная и дорогостоящая логистика крупногабаритного энергетического оборудования и строительной техники.
Решением проблемы высокой стоимости энергоснабжения изолированных и труднодоступных территорий может стать использование автоматизированных гибридных энергетических комплексов (АГЭК). Эти системы сочетают управление энергетической гибкостью и согласованное управление электрои теплоснабжением. АГЭК позволяют достичь эффекта топливозамещения за счёт оптимального сочетания возобновляемых источников энергии (ВИЭ) с традиционной топливной генерацией, что обеспечивает надёжность электроснабжения и снижает удельный расход топлива.
Управление энергетической гибкостью способствует повышению коэффициента использования установленной мощности ВИЭ. Это позволяет формировать оптимальный профиль потребления электроэнергии, что увеличивает эффект топливозамещения и оптимизирует использование мощностей. Такой подход снижает не только затраты на обслуживание оборудования, но и потребность в дополнительных мощностях, уменьшая капитальные вложения.
Согласованное управление электро- и теплоснабжением открывает дополнительные возможности для оптимизации. Оно позволяет одновременно улучшить эффективность обоих видов ресурсоснабжения и использовать кросс-секторальные эффекты. Предлагаемое решение способно снизить себестоимость электроснабжения на 20–40% по сравнению с традиционными дизельными электростанциями. Аналогичный потенциал снижения затрат наблюдается и в сфере теплоснабжения. Опыт ПАО «РусГидро» по созданию АГЭК в Республике Саха (Якутия), а также мировая практика подтверждают эти оценки.
При масштабировании практики реализации проектов развития энергоснабжения изолированных и труднодоступных территорий с использованием автоматизированных гибридных энергетических комплексов (АГЭК) возможны значительные экономические эффекты. Такие проекты, предусматривающие управление энергетической гибкостью и согласованное управление электро- и теплоснабжением, способны существенно снизить ежегодные расходы на субсидирование энергоснабжения ИТТ. После возврата частных инвестиций объем субсидий может быть уменьшен на 25–50 млрд руб.
Кроме того, развитие таких проектов создаст новый рынок энергетического инжиниринга и технологий энергоснабжения. Его ёмкость оценивается величиной от 10 до 12 млрд руб. в год. Российские компании смогут получить чистый доход на уровне 1,5–2,0 млрд руб. ежегодно, а налоговые отчисления составят около 0,3–0,4 млрд руб. в год.
Также внедрение автоматизированных гибридных энергетических комплексов позволит сформировать сильные компетенции и референтный опыт для российских инжиниринговых компаний. Это откроет возможности для выхода на экспортный рынок островной энергетики в странах БРИКС и Азиатско-Тихоокеанского региона. По состоянию на 2024 год размер этого рынка оценивается в $32–35 млрд в год, что делает его перспективным направлением для развития отечественных технологий.
Для успешного внедрения предложенной бизнес-модели энергоснабжения изолированных и труднодоступных территорий необходимо проведение правового эксперимента. Он позволит выявить конкретные правоприменительные условия и особенности реализации модели на практике. В рамках эксперимента планируется решить несколько ключевых задач: разработать комплексные программы развития локальной инженерной инфраструктуры для населённых пунктов в ИТТ, выбрать оптимальные энергетические технологии, привлечь технологических партнёров и инвесторов, а также оценить достигаемые эффекты. Особое внимание будет уделено разработке эффективного механизма возврата частных инвестиций и мер государственной поддержки.
Кроме того, для развития энергоснабжения таких территорий требуется совершенствование нормативного правового регулирования. Важно закрепить нормативные требования по разработке долгосрочных программ развития локальной инженерной инфраструктуры для населённых пунктов в труднодоступных и изолированных районах. Эти программы должны утверждаться на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Также необходимо усовершенствовать механизм договоров энергоснабжения, купли-продажи, поставки и передачи энергетических ресурсов, включая условия энергосервисных контрактов. Особое внимание следует уделить правовому регулированию инвестиционной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в коммунальном хозяйстве и других системах инженерно-технического обеспечения.
Для развития энергоснабжения изолированных и труднодоступных территорий требуются административные решения, направленные на усиление государственной поддержки проектов модернизации систем энергоснабжения. Прежде всего, необходимо обеспечить субсидирование процентной ставки по банковским кредитам или предоставить льготное финансирование для таких проектов. Это позволит снизить финансовую нагрузку на участников и повысит привлекательность инвестиций в локальную энергетику.
Кроме того, важно стимулировать регионы, органы местного самоуправления и ресурсоснабжающие организации к активному участию в реализации проектов модернизации инженерной инфраструктуры. Поддержка на местном уровне станет ключевым фактором успеха таких инициатив. Также необходимо расширить полномочия институтов развития для финансирования проектов локальной энергетики на изолированных территориях. Это создаст дополнительные возможности привлечения ресурсов и обеспечения устойчивого развития энергоснабжения в этих регионах.