В век стремительно развивающихся технологий, повышения уровня и качества жизни людей возрастает потребность в первичной энергии. Уголь, нефть, газ и природный уран являются традиционными первичными невозобновляемыми источниками энергии. Началом добычи угля принято считать второе-третье тысячелетие до н.э., нефти — 1859 год, урана — 1939, а газа — 1959 год [1]. Газ — самое «молодое» топливо в мире. Преимуществами нефти и газа являются более простое использование и небольшая относительно угля стоимость добычи, поэтому использование последнего начало сильно сокращаться после открытия нефти и газа. В России на данный момент ВИЭ занимают не более 25%, остальной же энергобаланс страны поддерживается за счёт углеводородного топлива.

Российская энергетика развивается по гармоничному сценарию, в котором не отдаётся наибольшего предпочтения какому-либо энергоносителю. Приняв во внимание равную доступность угля, газа и нефти в РФ, нужно модернизировать способы добычи, транспортировки, обработки всех трёх видов топлив и производных от них.

Поскольку уголь является углеводородом, как нефть и газ, в настоящий момент активно проводятся поиски новых способов получения из угля газа, дизеля и бензина, а также полного использования побочных продуктов переработки. При достижении необходимого уровня технологического оснащения предприятий вторичные источники энергии, полученные путём обработки угля, смогут сравниться по стоимости с теми же топливами, добытыми из нефти. Поэтому путь усовершенствования угледобывающей и углеперерабатывающей промышленности является крайне перспективным. Нефть, в свою очередь, является более простой в добыче и транспортировке, чем уголь, а также доступной в плане автоматизации технологических процессов. К её минусам можно отнести пожароопасность, невысокую эффективность использования продуктов из нефти и низкую экологическую составляющую.

Уран используется на атомных электростанциях. При добыче около 60 тыс. тонн в год его мировой запас составляет примерно 16 млн тонн с учётом ещё неразведанных ресурсов. На данный момент добыча не всегда покрывает нужды АЭС, но при указанном выше расходе в 60 тыс. тонн в год запас данного источника энергии составляет более 250 лет [2]. Поэтому ядерная энергетика считается наиболее перспективным путём развития мировой энергетики. В настоящее время проводится огромное количество исследований и технических нововведений для наиболее экономичного использования данного ресурса.

Природный газ, в свою очередь, обладает такими преимуществами, как значительное тепловыделение при сжигании и бóльшая экологичность по сравнению с углём и нефтью.

Территория СССР из-за своего географического положения была богата газовыми месторождениями. Однако природный газ, например, в 1920-е годы был востребован лишь из-за содержания в нём гелия, который использовался для наполнения рабочих объёмов оболочек дирижаблей. Лишь во время Великой Отечественной войны, когда при оккупации Донбасса страна испытала перебои с поставками угля, правительство поменяло своё отношение к газу, и уже в 1954 году было выпущено Постановление Совета министров СССР №173 «О дальнейшем развитии снабжения газом городов РСФСР». С того времени практически все массово строившиеся в Советском Союзе дома активно газифицировались.

В интернете сложно найти достоверную информацию о количественных показателях жилого фонда СССР, цифры значительно разнятся. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), общая площадь жилых помещений в городах Российской Федерации составляла 2,92 млрд м² на конец 2020 года и 3,01 млрд м² на конец 2021-го [3]. Таким образом, за год было построено и введено в эксплуатацию около 90 млн м². Но этот параметр учитывает все виды жилья и разные формы собственности, поэтому, опираясь на то, что основными типами многоквартирных жилых домов являются кирпичные, панельные и блочные, приведём их количество по состоянию на конец 2021 года (данные сведены в табл. 1).

По данным Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, с 2016 по 2023 годы вводилось не более 48,4 млн м² в год [4]. Таким образом, можно предположить, что в период с 1991 по 2023 годы могло быть построено не более 1,5 млрд м² жилья. С учётом изменения экономической ситуации верно будет считать годами активного строительства 2000–2007-е, 2010–2014-е и 2016–2022 годы. Итого в России было построено около 900 млн м² жилья, то есть всего треть от общего имеющегося жилищного фонда многоквартирных домов РФ. В данном случае справедливо будет предположить, что ⅔ — это унаследованные со времён СССР многоквартирные дома.

Путём упрощённых расчётов выявим объём потребления газа в домах постройки времён СССР. Допустим, средняя площадь квартиры составляет 45 м², и в ней проживают три человека. Норматив потребления природного газа на одного человека составляет 21 м³ на человека при наличии газовой плиты и проточного газового водонагревателя.

Таким образом, вычисляем:

1. Примерное количество квартир в домах времён СССР:

где SΣ — общая площадь застройки, м²; Sср — средняя площадь квартир, м².

2. Общее количество проживающих в этих квартирах: 40,6 млн квартир × три человека = 124,8 млн человек.

3. Берём «запас» 20% на упрощённость нашего расчёта: 121,8 млн человек × 0,8 = 97,4 млн человек.

4. Рассчитываем объём потребления природного газа на нужды населения, живущих в домах постройки времён Советского Союза: 97,4 млн человек × 21 м³ на человека = 2,045 млрд м³ газа в месяц.

Итак, даже по упрощённым расчётам только на нужды людей, проживающих в домах советской постройки, необходимо не менее 25 млрд м³ природного газа в год, что составляет вплоть до 7% годового объёма добычи газа в России. Это значительный объём газа, и отказ от такого количества потребителей потребует реформ в газодобывающей промышленности.

В последнее время всё чаще появляются инициативы о запрете газоснабжения в жилых домах, которое выдвигают не только представители законодательной власти, но и служащие Ростехнадзора для того, чтобы избежать утечек, взрывов и, соответственно, жертв. Так, с 2017 по 2023 годы в России произошло около 180 взрывов. В качестве альтернативы предлагается установка электрических плит и водонагревателей. Расчёт стоимости инвестиций при такой модернизации будет немалым. Квартирные приборы, электропроводка, городские электрические сети, электростанции — всё это необходимо будет модернизировать. Это вопрос огромных вложений и продолжительного времени. И впоследствии эксплуатация таких зданий будет более затратная, чем при использовании газового топлива.

Рациональным выходом здесь может быть повышение безопасности газопотребляющих систем при реконструкции. Необходимо определить, что является основной причиной всех происшествий. В 99% случаев это нарушение условий эксплуатации, износ соответствующего оборудования и материалов. Значительна и доля вины безответственных граждан и недобросовестных управляющих компаний, не обеспечивших доступ в квартиру представителям газовых служб. Исходя из этого, необходимо улучшить контроль состояния оборудования, а также ужесточить наказание за несоблюдение правил эксплуатации и обслуживания газового оборудования.

Реконструкция газовых систем на данный момент возможна далеко не во всех домах. Это связано с тем, что за последние годы нормативные требования к новым и реконструируемым системам значительно изменились. Управляющие компании и владельцы жилья не могут получить разрешение на замену элементов газоснабжения из-за изменившихся требований к планировке квартиры, а также из-за запрета на размещение газового оборудования в санузлах. В данной статье рассматриваются дома, которые полностью удовлетворяют требованиям. И, возможно, в соответствии с заявлениями граждан будут внесены поправки в нормативные требования для уже построенного жилья, ведь именно они на данный момент являются преградой для реконструкции.

Варианты, описываемые в данной статье, направлены на ужесточение контроля за состоянием внутриквартирных газовых систем:

  • создание сервиса по хранению данных о сроке службы и последней проверки внутридомовых газовых систем;
  • введение платы на проверку внутриквартирных систем с последующим вводом новых рабочих мест.

Можно устанавливать датчики утечки, электромагнитные запорные клапаны, но, к сожалению, пока не будет введён серьёзный административный (физический, путём проверок) контроль, глобального результата достичь не получится.

Сервис решает проблему уведомления граждан о предстоящей проверке их газовых систем и хранит защищённые данные об её итогах. Данный сервис может быть интегрирован с уже имеющимися сервисами, такими как «Госуслуги», платформы для оплаты жилья, социальные сети. В случае двукратного непредставления системы под проверку газовые службы могли бы отключать незаконопослушных потребителей от газоснабжения. В связи с тем, что отключение требует проникновения в жильё, это остаётся правовым аспектом вопроса, но если рассматривать неповиновение как угрозу жизни другим людям, то этот вопрос может быть урегулирован. За все процедуры, которые необходимо будет провести для отключения, в конечном счёте придётся платить потребителю, который захочет снова подключиться к газовой сети. Это своеобразный штраф, включающий в себя все расходы на отключение, как, например, при парковке в неправильном месте.

Как контролировать проверку — это следующий вопрос. Шаровой кран, отсекающий квартиру, предлагается поменять на новый в процессе реконструкции. Новый кран должен содержать кодовый номер, напрямую привязанный к квартире, и специальное отверстия для возможности быстрой проверки и последующему пломбированию. Как должна выглядеть проверка? Заблаговременно человек получает уведомление о предстоящей проверке. В назначенное время приходит проверяющий, сверяет опознавательный номер шарового крана с тем номером, который указан в сервисной системе, проверяет наличие пломбы на технологическом отверстии. Затем закрывает кран, удаляет пломбу и испытывает систему путём подключения к ней специального компрессорного оборудования с манометром, а после проверки опломбировывает это отверстие. Результатом такого обследования является подтверждение работоспособности системы ответственным за проверку лицом. Все данные должны храниться в электронном виде на сервисе с резервированием данных.

Условно примем, что за вечер один проверяющий способен «испытать» четыре квартиры, периодичность проверки составляет раз в квартал, а плата жильцов за проверку равна 150 руб. в месяц.

Используя данные о количестве квартир из представленного выше расчёта, подсчитаем следующие данные.

1. Количество собранных денежных средств составит: 40,6 млн квартир × 150 руб. = 6,09 млрд руб.

2. Необходимое количество «проверяющих» сотрудников: 40,6 млн квартир / (четыре квартиры × 22 рабочих дня × три месяца) = 154 тыс. человек.

3. Возможная заработная плата проверяющим без привязки к средней рыночной зарплате в регионе и без учёта налогов: 6,09 млрд руб. / 154 тыс. человек = 39,5 тыс. руб.

В связи с тем, что расчёты носят больше теоретический характер, задачей является показать, что при некоторых реформах без существенных капиталовложений для государства и жильцов можно повысить уровень безопасности систем и при этом создать рабочие места. Только ответственный контроль может свести чрезвычайные ситуации до минимума.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что внедрение новых нормативных требований и установка при реконструкции систем контроля загазованности даст положительные улучшения. Но без тщательного контроля структур газоснабжения система обеспечения безопасности по-прежнему будет требовать серьёзных улучшений. Меры, предлагаемые в данной статье, носят теоретический характер, но даже частичное их выполнение создаст более безопасную среду для жильцов. Плюсы при реконструкции имеющихся газовых систем для России заключаются в отсутствии необходимости инвестиций на подготовку электропроводки, городских электрических сетей и электростанций для перехода зданий на полное электроснабжение, а также сохранение доли потребления добываемого газа и увеличение занятости населения. Для населения плюсами является отсутствие необходимости в покупке нового дорогостоящего электрического оборудования, замене электропроводки квартиры, сохранение низкой стоимости эксплуатации, появление новых рабочих мест и повышенный уровень безопасности.

Некоторый уровень дискомфорта должен компенсироваться повышенным уровнем безопасности. И, конечно же, реконструкция имеющихся газовых систем даст время на постепенное обновление жилого фонда, ведь, учитывая его площади, при сохранении современных темпов строительства полностью заменить жилой фонд зданий времён СССР быстрее, чем через 40 лет, не получится.

А поскольку срок эксплуатации многих домов заканчивается уже в 2080 году, одновременное строительство электростанций, городских сетей и новых домов может стать новой глобальной стройкой в мировой истории и нанесёт значительный экономический урон государству и его гражданам вкупе с существенными изменениями в их повседневной жизни. Кроме того, нехватка квалифицированных кадров, проектных и монтажных организаций — это то, с чем обязательно придётся столкнуться.