Систематически изучать и заимствовать национальные особенности менеджмента и производства в Германии для России очень важно, это позволяет овладевать неповторимым опытом, перенимать то ценное, что может быть трансформировано в российских условиях.

По сути, любая продукция, например, те же сантехнические изделия торговой марки PROFACTOR, — это материализовавшийся результат управления предприятием. От эффективности этого управления зависит качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции. Усовершенствованный шаровой кран или качественный фитинг наглядно свидетельствуют об эффективном стиле управления предприятием. И, наоборот, неконкурентоспособная продукция говорит о незаинтересованности производителей и непрофессионализме тех сотрудников, которые принимают ключевые решения. Такая ситуация, увы, часто наблюдается на российском рынке инженерной сантехники. Отечественные производители «замерли в ожидании», большая часть продукции поступает в Россию из-за рубежа, тем самым теряется профессиональный навык и опыт производства собственных товаров, атрофируется профессионально-техническое образование и т.д. Заимствовать опыт зарубежных коллег в той же Германии, чтобы успешно управлять предприятием, не так-то просто. Нужно суметь синтезировать собственный стиль управления с тем же немецким, понимать и усваивать его характерные черты.

В немецкой модели менеджмента есть множество характерных черт. Они берут начало в национальной системе профессионально-технического образования, в котором особое внимание уделяется инженерному делу, техническому обучению и ремёслам. Именно эта система образования считается одной из лучших в Европе. Она подготавливает молодёжь в возрасте от 16 до 21 года в течение трёх лет, выпускники получают государственный диплом. Образовательная программа включает подготовку на рабочем месте — четыре дня в неделю и один день теоретического обучения.

Содержание программы профессионально-технического образования Германии утверждается тремя инстанциями — правительством, ассоциациями работодателей и профсоюзами. Общее руководство осуществляется местными ТПП.

Профессионально-техническое образование граждан влияет на производственную базу Германии и её развитие, о чём свидетельствуют статистические данные. Около 70 % рабочих на немецких предприятиях прошли через эту систему. Мало того, они сдавали квалификационные экзамены, учитывающие отраслевую специфику и потребности конкретного предприятия. Тем самым Германия опередила многие развитые страны мира. Подобную квалификацию в Нидерландах имеют всего 40 % рабочих, а в Англии и США — около 30 %. По России таких данных нет, так как система профессионально-технического образования в стране была недавно реформирована. Большую часть постсоветских техникумов и ПТУ, подготавливающих квалифицированных технологов и рабочих, сократили, а вместо них образовались колледжи. Их деятельность и качество подготовки рабочих кадров пока сложно оценить.

Руководство немецких компаний активно стимулирует рост профессионального мастерства своих сотрудников. Из бюджета предприятия на это выделяются специальные средства

Старшее поколение в России ещё помнит, что на всех заводах и фабриках в советское время была широко развита система наставничества. Эта система позволяла оперативно и качественно готовить квалифицированных рабочих, к опытным мастерам прикреплялись молодые специалисты — обучающиеся или закончившие обучение в техникумах или ПТУ В рабочем процессе мастера делились своими навыками и профессиональными секретами с учениками, и таким образом воспитывалось новое поколение специалистов. Эта традиция осталась в советском прошлом, а в нынешней России квалифицированные рабочие и мастера «на вес золота». Их осталось очень мало. Новое поколение не стремится овладевать рабочими специальностями, считая их непрестижными, есть альтернатива сразу стать «менеджером» и зарабатывать больше. Поэтому количество опытных мастеров и квалифицированных рабочих на российских предприятиях с каждым годом снижается.

В то же время институт наставничества в Германии не только сохранился, но и активно развивался. Он до сих пор играет важную роль в подготовке квалифицированной рабочей силы. Более двух третей наставников на немецких предприятиях обладают сертификатом мастера, они владеют глубокими знаниями, навыками и профессиональным опытом. Этот бесценный багаж немецкие мастера из года в год передают своим ученикам. Можно сказать, что институт наставничества также является характерной чертой и оставил свой глубокий след в истории успеха немецких товаров.

Любому производственному предприятию в Германии, в том числе занимающемуся сантехническими изделиями, часто приходится осваивать новые технологии и оборудование, применять новые правила и инструкции. Поэтому руководство немецких компаний активно стимулирует рост профессионального мастерства своих сотрудников. Так, например, из бюджета предприятия выделяются специальные средства на повышение квалификации или переподготовку кадров в связи с новыми требованиями клиентов или изменившейся тактикой конкурентов. Адаптация рабочих и ключевых специалистов к новым условиям на немецких предприятиях происходит быстро и совершенно безболезненно. Это ещё одна характерная черта немецкого подхода к работе, которую можно с уверенностью перенимать и адаптировать в российских компаниях.

Присматриваясь к немецкому подходу к работе, нужно обратить внимание на деловую речь и эпитеты, используемые в переговорах. В качестве похвалы немцы могут чаще употреблять слово unternehmungslustig, то есть «предприимчивый». В Германии больше ценят предприимчивых специалистов, инженеров, мастеров, чем менеджеров со степенью МВА, не имеющих технического образования. Большинство немцев сходятся во мнении, что менеджмент как самостоятельная дисциплина — это опасное явление, которое может породить в человеке эгоизм, нелояльность и пренебрежение качеству продукции. Это неприемлемо для немцев! Поэтому Ingenieur, то есть инженер, в Германии гораздо более ценен и уважаем, чем Manager — управленец.

Не менее двух третей топ-менеджеров в Германии имеют высшее техническое образование, половина из них обладают докторскими степенями в области права, экономики и технических наук (аналог российской учёной степени кандидата наук). Что интересно, немецкие менеджеры явно отличаются от британских и американских коллег. Последние предпочитают говорить о менеджменте гораздо больше, чем немцы. Руководители немецких компаний позиционируют себя не как управленцы, а как технические эксперты, к которым их подчинённые могли бы обращаться с производственными проблемами. Причём многие топ-менеджеры в Германии начинали свою карьеру с системы профессионально-технического образования и прошли все ступени института наставничества. Наиболее важными в карьерном продвижении на предприятии в Германии является не диплом МВА, а уровень профессиональных навыков и умений специалиста, его производственный стаж.

На российских производственных предприятиях чаще можно наблюдать картину, когда руководство и топ-менеджеры, получившие образование в зарубежных вузах, не вникают в технические и производственные процессы. Между ними и инженерами образовалась пропасть, ведь так называемые «белые воротнички» не хотят «пачкать руки» в цехах, им комфортнее руководить из кабинета и заниматься финансовыми оборотами, маркетинговыми стратегиями, кадровыми перестановками и т.д. В российских условиях менеджмент превратился в самостоятельную дисциплину, чего так сильно опасаются немцы. В последние годы в России самыми востребованными специалистами стали менеджеры с международными сертификатами, дипломами MBA и другими «корочками», свидетельствующими о статусе их обладателя. Однако этот статус чаще всего не подкрепляется профессиональными навыками и техническим опытом, большей частью он зиждется на теоретических знаниях, ораторских способностях и возможности «договариваться» с органами власти (использование административного ресурса). Поэтому главной мотивацией для российского менеджера становится высокий оклад, бонусы, премии и другие финансовые поощрения, а не усовершенствование условий труда на производстве, развитие мощностей и обновление оборудования, повышение качества продукции. Многим менеджерам в России было бы полезно присмотреться к немецкому стилю руководства и приоритетам, которые позволяют достигать как высочайшего качества производимой продукции, так и её конкурентоспособности.

Менеджмент в Германии в меньшей степени отдалён от производственно-технологического процесса. Для управленцев среднего звена техническая компетентность является наиболее важной составляющей в рамках властных полномочий. Большинство немецких топ-менеджеров промышленных предприятий отлично ориентируются в производственных вопросах, часто бывают в заводских цехах, общаются с инженерами и рабочими. Для них такой стиль работы в порядке вещей, поэтому немцы, скорее всего, не поняли бы, как работают их коллеги-управленцы в Российской Федерации.

Для немцев показателями экономической эффективности прежде всего являются отлаженный технический процесс и высококачественная продукция, а не какие-то другие факторы. Может, такому подходу стоит уделить большее внимание, перенять из немецкого опыта самое ценное, и тогда развитие производственных предприятий в Российской Федерации пойдёт быстрее?