Революционная технология Packard
Система кондиционирования, получившая название Weather Conditioner («Кондиционер погоды»), была разработана Packard совместно с компанией Bishop and Babcock и доработана на базе компонентов Frigidaire, дочерней фирмы General Motors. Она установила новую планку комфорта в салоне и стала роскошным дополнением для элитарного автомобиля.
Управление системой было максимально простым, но требовало ручного вмешательства. Под передней панелью находился переключатель с тремя положениями: «выключено», «сильно» (максимальное охлаждение) и «слабо» (умеренный обдув). Однако для активации кондиционера водителю приходилось останавливать машину и вручную устанавливать приводной ремень на шкив компрессора, что делало использование неудобным. Термостата в системе не было, поэтому регулировка температуры осуществлялась исключительно вручную.
Интересно, что кондиционер не только охлаждал воздух, но и фильтровал его, что активно подчёркивалось в маркетинговых материалах Packard. Внешне автомобили с этой опцией можно было отличить по хромированному шильдику Air Conditioned на боковине капота и дефлектору в салоне.
Почему технология не стала массовой?
Несмотря на новаторство, Weather Conditioner не получил широкого распространения. С 1940 по 1942 годы Packard оснастил кондиционерами около 1500 автомобилей, включая модели 120, Super-Eight 160 и Custom Super-Eight, но интерес покупателей к новшеству оставался низким. Это было следствием ряда недостатков:
1. Высокая стоимость.
Опция стоила $274, что на тот момент составляло около трети цены среднего легкового автомобиля в США (примерно $700). В пересчёте на современные деньги это около $5800.
2. Громоздкость конструкции.
Система занимала почти половину багажника, весила около 90 кг и требовала дополнительного пространства под капотом и в салоне.
3. Низкая эффективность и неудобство.
Охлаждение занимало много времени, компрессор издавал достаточно сильный шум, а ручное управление делало эксплуатацию сложной.
4. Ненадёжность.
Первые кондиционеры часто выходили из строя, что вызывало недовольство у владельцев престижных авто, которые уже в то время привыкли к тому, что в их автомобилях ничего не должно ломаться.
Что же стало с технологией?
Хотя первый кондиционер Packard не стал массовым, он заложил основу для будущих разработок в области автомобильного климат-контроля. После Второй мировой войны интерес к системам кондиционирования начал расти, и в 1950-х годах такие популярные бренды, как Lincoln, Cadillac и Chrysler, начали предлагать более компактные и эффективные решения. Например, в 1953 году General Motors разработала систему, полностью размещённую под капотом, что стало промышленным стандартом. К 1960-м годам кондиционеры постепенно превратились из эксклюзивной опции в стандартное оборудование, особенно в премиальных моделях, а к 1971 году Lincoln стал первым американским брендом, включившим кондиционер в базовую комплектацию всех своих автомобилей.
Автомобильный кондиционер Packard, появившийся в 1939 году, стал одной из тех технологий, которые не сразу завоевали признание, но спустя десятилетия вернулись обновлёнными и востребованными. Как и карманный компьютер Apple Newton (1993), и первые солнечные батареи (1883), он был слишком передовым для своего времени, однако именно эти инновации через годы легли в основу современных стандартов и доказали: иногда прогрессу требуется время, чтобы стать частью повседневной жизни.