Если еще несколько лет назад можно было наблюдать картину, когда весь фасад здания увешан разнокалиберными сплит-системами, то сейчас, особенно для новых зданиях, такое уже не характерно. Помимо элегантности и внешней незаметности, центральные системы имеют и ряд объективных преимуществ — такие, как универсальность, гибкость, возможность комбинирования различных элементов с разной функциональностью и т.д. Традиционно сложилось два подхода к организации центральных систем кондиционирования. В первом случае центральным элементом системы является водоохлаждающая холодильная машина (чиллер), которая снабжает холодной водой разнообразные агрегаты — фанкойлы, секции охлаждения вентиляционных установок и т.д., при помощи которых осуществляется непосредственно кондиционирование обслуживаемых помещений. Другой вариант организации центральной системы кондиционирования здания — применение мультизональной системы с переменным расходом хладагента (или VRF-системы). Каждый вариант, безусловно, имеет свою область применения, свои достоинства и недостатки. Так, VRF-системы имеют возможность более быстрого и точного регулирования температуры в обслуживаемых помещениях, они компактнее, существенно проще в монтаже, пусконаладке и обслуживании. Кроме того, при равной холодопроизводительности VRF-системы в большинстве случаев имеют более высокую энергоэффективность, чем чиллерные системы. Однако, в некоторых случаях одной лишь VRF-системой обойтись бывает затруднительно. Если в систему кондиционирования объекта в силу тех или иных причин должны входить вентиляционные установки (например, имеются помещения, где по соответствующим СНиП недопустима рециркуляция) — то это как раз такой случай. Безусловно, некоторые VRF-системы (например, Mitsubishi Heavy Industries KX6) могут иметь в своем составе канальные внутренние блоки, позволяющие организовывать приточную вентиляцию, однако расход воздуха у них невелик и не всегда может удовлетворять требованиям по воздухообмену того или иного помещения. В таких случаях приходится либо отказываться от применения VRFсистем с их преимуществами, либо комбинировать их с другим оборудованием, предназначенным для холодоснабжения вентиляционных установок, что не всегда удобно как с точки зрения дополнительных расходов на пусконаладку, так и с точки зрения обслуживания — все это требуется привлечение дополнительного персонала и т.п. Кроме того, в таком случае достаточно сложно организовать общую систему мониторинга и диспетчеризации — а на больших объектах часто без этого не обойтись. В связи с этим, для расширения возможностей применения своих VRF-систем, в 2011 г. Mitsubishi Heavy Industries (MHI) запускает линейку специальных аксессуаров для системы KX6, призванных решить проблему ее применения в тех случаях, когда на объекте необходимо организовать приточную вентиляцию. Ранее для этих целей производителем в 2009 г. в линейку внутренних блоков были введены канальные блоки со 100%м притоком свежего воздуха — серия FDUF, состоящая из моделей производительностью 500, 850, 1300 и 1500 м3/ч. Однако, эксплуатация таких блоков была связана с рядом ограничений. В частности, в рамках одной системы можно было использовать ограниченное количество таких блоков в связи с большим расходом хладагента. Также был характерен довольно узкий диапазон допустимых параметров наружного воздуха, что в случае всесезонного использования влечет за собой необходимость организации дополнительной системы подготовки воздуха и т.п. Помимо блоков FDUF, еще с 2005 г. в линейку мультизональных систем KX входят так называемые приточно-вытяжные установки с рекуператором — SAF. Однако, эти установки не имеют возможности поддержания определенной температуры в обслуживаемом помещении, у них просто нет для этого достаточных средств. Учтя все перечисленные недостатки, а также все более возрастающие требования рынка, японский производитель Mitsubishi Heavy Industries в 2011 г. начинает выпуск специального аксессуара — SAF DX Kit. Этот аксессуар представляет собой дополнительный блок для приточно-вытяжной установки SAF. Он включает в себя фреоновый теплообменник, всю необходимую управляющую арматуру и электронику. Таким образом, установка SAF получает возможность поддержания температуры в обслуживаемом помещении, при этом эффективность работы таких установок будет выше, чем у блоков FDUF аналогичной производительности по воздуху. В установках SAF имеется перекрестный пластинчатый рекуператор, который подогревает приточный воздух зимой и охлаждает летом, таким образом, фреоновый теплообменник SAF DX Kit будет работать при меньшем перепаде температур и иметь меньший по сравнению с FDUF расход хладагента. Блок управления SAF DX Kit управляется наружным блоком системы по шине Superlink II, точно так же как и внутренние блоки системы. Таким образом, комплекс из SAF и SAF DX Kit может быть наряду с другими внутренними блоками системы включен в общую систему диспетчеризации, что удобно с точки зрения последующей эксплуатации системы. Кроме блока SAF DX Kit, в 2011 г. MHI предложит еще один, более интересный аксессуар — так называемый EEV Kit. Он состоит из блока управляющей электроники и набора расширительных клапанов и представляет собой универсальное, «все в одном» решение для подключения наружных блоков VRF-систем к секциям охлаждения вентиляционных установок (имеются в виду фреоновые теплообменники непосредственного испарения). Таким образом, появляется возможность построения системы центрального кондиционирования объекта с приточной вентиляцией в любой конфигурации с применением исключительно VRF-систем, без использования дополнительного вентиляционного оборудования. EEV Kit будет также выпускаться в варианте Multi EEV Kit, что позволит подключать к одной секции охлаждения вентиляционной установки до восьми наружных блоков системы KX6. Учитывая максимальную холодопроизводительность одного блока в 68 кВт, нетрудно подсчитать, что возможно будет использовать секции охлаждения с нагрузкой до 544 кВт, что при стандартных условиях дает производительность вентиляционной установки около 65 тыс. м3/ч.Блок управления EEV Kit имеет собственные датчики температуры воздуха на входе и выходе, но работает во взаимодействии с собственным контроллером вентиляционной установки, что дает возможность максимально точного и корректного управления. Установить температуру воздуха на выходе из вентиляционной установки можно при помощи стандартного для системы Mitsubishi KX6 пульта RCE4.Кроме того, при помощи стандартного адаптера SCANDE комплекс из вентиляционной установки и EEV Kit можно подключить к шине Superlink и, таким образом, организовать общую систему диспетчеризации. В случае использования EEV Kit, наружный блок может обслуживать только вентиляционную установку, обычных наружных блоков в его холодильном контуре в этом случае присутствовать не может. Однако, такая система может быть объединена с другими системами, обслуживающими обычные внутренние блоки по линии управления. Это дает возможность построить единую, комплексную систему кондиционирования объекта с притоком воздуха на базе VRF-систем KX6. Начало производства этих полезных аксессуаров, существенно расширяющих возможности VRF-систем MHI KX6, ожидается в феврале-марте 2011 г.