В.Б.: «Мосводоканал», перед тем как закупить новое оборудование, сначала производит его испытания. Первым делом новинку испытывают на стенде, а затем устанавливают на действующем участке водопровода, и некоторое время за ней наблюдают. Если новое оборудование хорошо зарекомендовало себя в производственных условиях, принимают решение о внедрении в эксплуатацию аналогичных устройств. Модернизация сетей и оборудования «Мосводоканала» направлена на экономию ресурсов. В том числе, за счет снижения аварийности. Например, «Мосводоканал» системно ведет поиск более надежных задвижек, предохранительных клапанов, поворотно-дисковых затворов и другой арматуры. Для этого разработаны технические требования. В них указан гарантийный срок, общий срок эксплуатации, тип покрытия запорного устройства и др. требования к арматуре. Таким образом, выставлен барьер против контрафактной продукции? В.Б.: О контрафакте речь вообще не идет. Такая продукция никогда не применялась в «Мосводоканале». Прежде чем рекомендовать к использованию тот или иной тип оборудования, проводят испытания по утвержденной программе. Сейчас идет поиск наиболее надежной арматуры из различных видов качественной продукции. А главное наиболее подходящей для наших условий эксплуатации. Если арматура полностью соответствует нашим техническим требованиям, ее допускают к производственным испытаниям на сетях. Последнее время в «Мосводоканале» используют задвижки, соответствующие сроку службы чугунного водопровода. А это не менее 50 лет. Гарантийный срок эксплуатации — 10 лет. Таким образом сокращают затраты на ремонт и замену задвижек. Существует возможность безколодезной установки арматуры, что тоже дает существенную экономию. Если нет колодца, значит можно исключить затраты на его обслуживание. Безколодезную арматуру обслуживают прямо с поверхности земли с помощью ковера. Затраты возрастают только при замене задвижки, однако качественная арматура редко выходит из строя. В последние годы на водопроводных сетях стали применять новый тип пожарного гидранта. Это импортное оборудование собирают на заводе в Московской области. Новый гидрант имеет гарантийный срок 10 лет, а у ранее применявшегося отечественного аналога гарантийный срок — год. Дважды в год специалисты «Мосводоканала» совместно с представителями противопожарной службы министерства по делам ГО и ЧС проверяют исправность каждого пожарного гидранта в Москве. При осмотре устанавливают их работоспособность, выявляют поврежденные, сломанные гидранты. В течение суток гидранты необходимо отремонтировать. Этой весной мы наблюдаем существенное снижение поломок, поскольку новые гидранты намного надежней старых. Инновационные люки В местностях с высоким уровнем безработицы существует проблема: воруют чугунные люки. Что можно посоветовать водоснабжающим организациям? Расскажите об инновациях в этой области. В.Б.: Люки бывают стальные, чугунные, железобетонные, полимербетонные, пластиковые или комбинированные варианты. В частности, существуют антивандальные люки, для изготовления которых используется высокопрочный чугун с вкраплением полимербетона. Такой люк нет смысла воровать, поскольку полимербетон невозможно выковырять, а чугун, имеющий чужеродные вкрапления, не принимают в металлолом. К новому поколению люков можно отнести полимерные (их тоже вряд ли захотят украсть). Область применения — газоны, пешеходные и парковые зоны. Использование пластиковых люков «на своем поле» оправдано — они экономичны и удобны в эксплуатации. Бывают люки так называемого «плавающего типа». Такие люки устанавливают на оживленных магистралях, по которым движется тяжелая техника. Под весом машин прогибается дорожное полотно, поскольку асфальтовое покрытие — это достаточно пластичный материал. Если люки установлены жестко, то места их сопряжения с дорожным покрытием подвергаются многочисленным разрушениям. «Плавающий» люк представляет собой конструкцию с составным корпусом, состоящую из двух частей: верхней и нижней. Верхняя часть корпуса не имеет прямого контакта с оголовком камеры или колодца — она опирается на прилегающее к горловине дорожное покрытие. Нижняя часть корпуса устанавливается непосредственно на оголовок. Преимущество люка «плавающего» типа в том, что его корпус, опирающийся на дорожное покрытие, под действием нагрузок прогибается (т.е. «плавает») вместе с дорожным полотном, обеспечивая тем самым целостность сопряжения. Телеинспекционный робот В последнее время на выставочных стендах широко представлены роботы-исследователи. Внедряет ли «Мосводоканал» такую технику? В.Б.: «Мосводоканал» широко использует робототехнику для осмотра трубопроводов большого диаметра. Миниатюрная самоходная машина оснащена телекамерой и другим навесным оборудованием. Все, что попадает в видоискатель камеры, робот передает на монитор оператора. Специальный прибор толщинометр замеряет реальную толщину стенок трубы. Существует навесное оборудование, предназначенное для очистки водопровода, а также для многих других целей. На практике робототехнику часто используют в аварийных ситуациях. Например, на поверхность земли выбивает вода, а в каком месте повреждена труба, сложно определить без внутреннего осмотра. В этом случае воду перекрывают, трубу опорожняют и запускают в нее робота. Оператор обычно определяет место повреждения по обратной фильтрации воды. Тот участок грунта, где произошла авария, напитан водой. А потому она просачивается обратно в полую трубу. Именно это место должен определить робот во время «путешествия» по трубопроводу. Компенсатор угловых смещений трубопровода Одна из серьезных проблем в районах массовой застройки — просадка грунта. Как эффективней сохранить целостность трубопровода? В.Б.: В результате просадки грунта происходят угловые смещения трубопровода. Как правило, это бывает после весеннего паводка, когда грунт высыхает. Существуют специальные устройства, компенсирующие смещение труб. Самые новые компенсаторы, поступившие «на вооружение» «Мосводоканала» — телескопические и шарнирные. Компенсаторы встраивают непосредственно в трубопровод. Благодаря шарнирному или телескопическому устройству компенсаторов, трубопроводная система превращается из жесткой конструкции в подвижную. Таким образом, компенсаторы позволяют трубам сдвинуться вместе с грунтом, без возникновения критических нагрузок на элементы трубопроводной системы. Новые шарнирные компенсаторы угловых смещений имеют преимущества перед линзовыми, сальниковыми и прочими аналогами. Они предусматривает возможность смещение трубопровода не только вдоль оси, но также в любом другом направлении. Бестраншейные технологии восстановления трубопроводов В эпоху кризиса актуальны малозатратные технологии. Когда нет денег на новые трубы, как восстановить старые? В.Б.: Самый дешевый метод восстановления трубопровода — это нанесение цементно-песчаного покрытия на его внутреннюю поверхность. В основном метод используют для восстановления стальных труб, у которых еще не выработан ресурс (если трубе 60 лет, толщина стенки как бумага, такой метод не применяют). Снимают всю арматуру на участке: гидранты, задвижки, фасонные части. Специальным оборудованием прочищают внутреннюю поверхность трубы. А затем наносят цементно-песчаное покрытие. Этот метод постоянно усовершенствуют: применяют новое оборудование и более эффективные составы цементно-песчаных смесей. Также работоспособность трубопровода восстанавливают с помощью «рукавной» технологии: внутрь трубы пропускают полимерный рукав, покрытый клеящим составом. Под действием пара, горячей воды или с помощью других технологий рукав приклеивают к внутренней стенке трубы. Например, эффективна технология, когда пластиковой трубе придается U-образная форма для уменьшения наружного диаметра. «Упаковку» заправляют внутрь трубы, подлежащей реконструкции. Затем в «упакованную» трубу подают воздух под высоким давлением, пар, или нагретую воду. Под давлением U-образная труба приобретает изначальную круглую форму. Новая внутренняя труба плотно прижимается к «футляру», и долго еще служит в качестве внутренней стенки трубопровода. Если все же потребуется проложить новые трубы, то в условиях плотной городской застройки стоит отказаться от проведения земляных работ. Это значительно снизит затраты на выкапывание траншей и котлованов, а жителей избавит от неудобств. Для бестраншейной прокладки трубопровода используют горизонтально направленное бурение. Специальные установки бурят горизонтальные скважины с поверхности земли либо проходят выработки небольшого сечения. Также «ложем» для нового трубопровода может послужить старая, отслужившая свой срок труба. Разработаны технологии, позволяющие затягивать трубопровод в горизонтальные скважины. Если это пластиковые трубы небольшого диаметра, то их сразу поставляют на барабане и без особых проблем «отматывают» прямо в скважину. Чтобы завести в скважину трубы большего диаметра, используют ролики. Есть расчет, позволяющий определить оптимальный радиус дуги, образованной гибкой трубой, при заведении ее в скважину. Например, с помощью горизонтально направленного бурения делают переходы под Москвой-рекой. На одном берегу буровая установка делает стартовую скважину, которую затем расширяют специальными буровыми колонками. На противоположной стороне из труб сваривают плеть. Допустим, нужна длина трубы 300 м. Сначала сваривают 50-метровую плеть. Затем усилиями буровой установки, расположенной на другой стороне реки, колонна буровых труб обратным ходом затягивает плеть в скважину. Следующую плеть из труб приваривают к окончанию первой плети. Однако к поэтапному протягивании труб прибегают нечасто. Обычно удается затянуть трубу за одну операцию. Последние новинки Есть ли принципиально новые конструктивные решения среди инноваций? В.Б.: Самая последняя новинка «Мосводоканала» — это арматура для полиэтиленовых труб. В том числе есть арматура, сделанная из полиэтилена. Инновационную арматуру нельзя назвать ни задвижкой, ни затвором, поскольку она имеет принципиально новое конструктивное решение. Ее главное преимущество — маленькое усилие при открытии/закрытии, и отсутствие частей, которые могли бы подвергаться коррозии. При этом новая арматура одновременно сочетает в себе качества поворотно-дискового затвора и задвижки с обрезиненным клином. В последние годы «Мосводоканал» применяет трубы, сделанные из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом в кристаллической решетке. Трубы из такого материала используют для монтажа водопроводных и канализационных сетей. Они сочетают в себе упругость стальных труб и обладают долговечностью серого чугуна. То есть могут служить 50–100 лет. Изначально такие трубы предназначены для открытого способа прокладки, но в последнее время стали применяться для бестраншейных технологий. Появились специальные установки, развивающие достаточно усилие, чтобы протянуть в скважину плеть из чугунных труб. Собственные разработки Расскажите о собственных инновациях «Мосводоканала». В.Б.: Эксклюзивная разработка «Мосводоканала» — трубоход, который фактически представляет собой «лежачий» велосипед. По трубам большого диаметра (800–900 мм) очень сложно ходить, поскольку приходится сильно нагибаться. На «лежачем» велосипеде можно передвигаться со скоростью пешехода — порядка пяти километров в час. Принцип устройства велосипеда классический — человек крутит педали и едет. Еще одна разработка «Мосводоканала» — пенополиуретановые скорлупы для арматуры. Это изоляционный материал для задвижек, предназначенных для впуска/выпуска воздуха. Такую арматуру устанавливают в камерах низкого заложения, расположенных близко к поверхности земли. Задвижки могут перемерзать зимой при низких температурах. «Скорлупы» изготовленные из пенополиуретана защищают арматуру от морозов. ❏ Интервью подготовила Галина СВИНИНА.