Виктория, вы помните, как всё начиналось?

В. Вранска: В начале 1990-х годов на рынке Чехословакии происходил активный передел собственности, который повлёк за собой в первую очередь развал промышленных гигантов с последующей приватизацией и образованием отдельных, более мелких предприятий. Всё это происходило на фоне значительного повышения тарифов на тепло. Энергия превратилась в дорогостоящий товар, который зачастую определял само существование и развитие нового субъекта. Остро встал вопрос децентрализации тепла и более эффективного его потребления. Нужно было реагировать без промедления.

В таких условиях под нашим брендом было реализовано несколько ключевых реконструкций энергетических систем, в основном в промышленной сфере. Мы принесли энергоэффективные технологии из Западной Европы и смогли успешно внедрить их на внутреннем рынке. Нашими первыми клиентами стали самые крупные заводы и фабрики тяжёлого и лёгкого машиностроения Словакии, например, такие как SES Tlma?e, Hontianske Strojárne, ?OS Trnava, Vojis Pova?ská Bystrica, Chemstroj Strá?ske, Nitrianske Strojárne, SACHS Trnava, Z?S Sabinov, ?eleziarne Podbrezová, PSL Pova?ská Bystrica, Tatramat Poprad и многие, многие другие. Нужно сказать, что 99 процентов из них до сих пор активно пользуются оборудованием, установленным 25 лет назад.

Как дальше развивалась компания?

В. Вранска: Нам удалось успешно воспользоваться полученным опытом при основании и развитии собственного производства в Банска-Бистрице. Ключевая задача, с которой было необходимо справиться в первую очередь, — это успешное освоение технологий инфракрасного отопления. И это нам удалось! Мы смогли переплавить практический опыт и знания в конструкцию и дизайн собственных изделий. Так были созданы газовые инфракрасные обогреватели под маркой Adrian-RAD®, которые и по сей день имеют доброе имя как дома, так и за границей.

Что, собственно, привлекает ваших заказчиков?

В. Вранска: При отказе от старых центральных котельных и переходе на наши отопительные технологии заказчики достигают огромной экономии энергозатрат. По отзывам потребителей исключением не являются цифры экономии до 80 процентов в год! Это очень много. А срок окупаемости составляет от полутора до двух лет. Для сравнения — срок окупаемости газовой котельной около 8–12 лет. Срок окупаемости технологий возобновляемых источников энергии (солнечные батареи, тепловые насосы, биотопливо и т.п.) — не менее 15 лет. Сегодня мы являемся также признанным лидером в плане качества производства и используемых материалов, что подтверждается в том числе и множеством полученных наград за разработки и инновации.

А если заказчика интересуют другие способы получения тепла?

В. Вранска: Да, вы правы, энергетика — это очень динамичный сектор деятельности, который постоянно приносит новые вызовы. Поэтому у нас была создана испытательная лаборатория, что позволило нам постепенно расширить ассортимент предлагаемого оборудования. Сначала мы включили в портфолио воздухонагреватели от совсем небольших по мощности и до мегаватта. Затем сосредоточились на системах управления и регулирования, то есть «менеджменте» тепла и микроклимата. А сегодня уже предлагаем клиентам полный контроль над любой системой на его объекте — отопления, охлаждения, вентиляции, освещения, системой охраны и пожарной безопасности, обеспечиваем контроль за качеством среды и т.п. Причём всё это из любой точки планеты и с любого гаджета.

Вы занимаетесь только отоплением предприятий?

В. Вранска: Конечно нет! Кроме основной программы мы много времени уделяем дополнительным технологиям, которые для некоторых заказчиков становятся нашим главным продуктом.

Например, мы — специалисты по дестратификации. Утилизируя «тёплую подушку», которая образуется под потолком при подъёме нагретого воздуха вверх, мы экономим дополнительно не менее 10–15 процентов затрат на отопление. Это действует на всех без исключения объектах с любой системой отопления или с тепловыделениями от технопроцессов.

Также очень успешной стала программа газовых дверных завес для больших ворот. В этой области довольно мало хороших альтернативных предложений, и наше оборудование является очень востребованным.

Постепенно мы начали понимать, что с глобальным потеплением климата охлаждение летом стало так же востребовано, как и отопление зимой. Поэтому наше предложение сегодня является круглогодичным и более комплексным. Причём не только для промышленной сферы, но и для сельского хозяйства, спортивной отрасли и прочих сегментов.

Это всё про оборудование… А что касаемо услуг?

В. Вранска: Мы расширили наше предложение услуг. При помощи широкой сети партнёров во многих странах мы доводим проект от начальной идеи до фазы конечной реализации и гарантийного обслуживания. Наш отдел техподдержки бесплатно предоставляет консультации по разработке технических решений для обеспечения не только тепловых режимов, но и технологических процессов.

Было реализовано несколько интересных проектов для технологических процессов, например, созревание бетона, разморозка сыпучих и инертных материалов, разморозка транспортных средств, скорой помощи, городского транспорта, автобанов и многое другое.

Постепенно мы переориентировались от предложений по технологическому оборудованию к предложениям комплексных решений, когда для конкретного объекта мы вместе с заказчиком определяем конкретные требования на «тепло», «холод» и воздухообмен. Наши проекты благодаря быстрой окупаемости привлекательны также для финансовых структур, тем самым мы можем предложить заказчику EPC-проекты, то есть с оплатой за счёт сэкономленных средств.

Какое влияние на окружающую среду оказывают ваши технологии?

В. Вранска: Если мы говорим о газовом оборудовании, технологии не оказывают негативного влияния на окружающую среду. Газ сам по себе является экологичным и достаточно дешёвым топливом, при этом полнота его сгорания гарантируется совершенством конструкции нашего оборудования. А системы управления и регулирования Multi-RAD® надёжно оптимизируют расход топлива.

Что касается систем охлаждения, адиабатические установки работают на обычной воде без применения фреона, причём расход электроэнергии у них в десять раз ниже, чем у традиционных компрессорных кондиционеров!

Каковы ваши планы на ближайший период?

В. Вранска: Сегодня мы можем констатировать, что нам удалось преодолеть два последних экономических кризиса. Продукты под брендом ADRIAN® экспортируются в 22 страны мира. Мы по праву гордимся, что нам уже 25 лет удаётся помогать предприятиям эффективно справляться с их энергетическими задачами в рамках отношений business to business.

В планах на будущее — дальнейшее совершенствование и оптимизация всех процессов работы компании с учётом новых нормативов системы ISO. Мы и далее будем искать новые альтернативные способы энергосбережения, приносить новые продукты и услуги, а также развивать систему их продвижения с упором на комплексный подход к решению задач любой сложности и с применением самых современных технологий.