Plumbing. Heating. Conditioning. Energy Efficiency.

Реформа ЖКХ по-английски

(0) (55)
11 May 2004
На прошлой неделе топ-менеджеры ОАО "Российские коммунальные системы" посетили с деловым визитом Англию, где познакомились с опытом работы частных коммунальных операторов. Английский опыт, где на реформу ЖКХ ушло 15 лет, весьма показателен и полезен для России, которая сейчас стоит на пороге масштабных преобразований в этой жизненно важной отрасли. По прогнозам экспертов, в ближайшие два-три года сферу коммунальных услуг ожидает тот же бурный процесс консолидации бизнеса, который завершается сегодня в металлургии, нефтянке, машиностроении. Если государство создаст в ЖКХ четкие правила игры и стимулы для инвесторов, то к 2007 году здесь будет действовать не менее 10-15 крупных частных коммунальных компаний, в том числе и иностранных. Муниципалитеты будут выбирать их для обслуживания коммунальной инфраструктуры на условиях открытого конкурса. В компании РКС полагают, что для эффективной конкуренции одного только знания местной специфики бизнеса будет недостаточно. Для побед в будущих конкурсах и тендерах потребуется владение новыми технологиями, а также современное планирование и организация бизнеса согласно международным стандартам. Крайнюю техническую и управленческую отсталость основной массы российских коммунальных предприятий можно сегодня сравнить разве что со временами Петра I, которому приходилось самому ездить в Европу за техническими и организационными знаниями. Нечто похожее на действия петровского посольства совершают сегодня руководители "Российских коммунальных систем" - крупнейшей частной инфраструктурной компании, усилиями которой во многом и формируется цивилизованный отечественный рынок коммунальных услуг. Первым пунктом "посольства" РКС стал Бирмингем, где российские коммунальщики обменялись опытом с одной из ведущих компаний Великобритании в сфере водоснабжения и водоотведения - "Северн Трент" (Severn Trent) и ее международным подразделением "Северн Трент Уотер Интернэшнл" (СТУИ). Авторитет англичан в сфере технических решений при строительстве и эксплуатации инженерных сетей сомнению не подвергается. Эффективность инвестиционного планирования и управления активами сложных региональных систем также является сильной стороной английских водных компаний. РКС будет перенимать передовой опыт зарубежных операторов с учетом российской специфики. - В первую очередь нас интересует опыт взаимодействия "Северн Трент" с органами государственной власти и регулирования. У "Северн Трент" один из самых низких тарифов на воду в Англии при высочайшем качестве предоставляемых услуг. Наша цель - добиться аналогичных показателей бизнеса, - говорит глава "Российских коммунальных систем" Сергей Яшечкин. В свою очередь директор по развитию бизнеса компании "Северн Трент Уотер Интернэшнл" Эшли Роу заявил, что "проект РКС очень важен для российского рынка коммунальных услуг, и то, что частная компания управляет системами водоснабжения и водоотведения - это новое и прогрессивное направление для России". У РКС и "Северн Трент" много общего - обеим компаниям приходится работать в условиях жесткого государственного регулирования. В некоторых российских городах "Северн Трент Уотер Интернэшнл" уже помогает водоканалам и муниципалитетам в разработке и реализации современных принципов корпоративного руководства, систем стратегического планирования, управления, реконструкции системы и определении объема инвестиций для повышения качества и эффективности услуг водоснабжения и водоотведения. Например, в декабре прошлого года муниципальный "Ярославльводоканал" и "Северн Трент Уотер Интернэшнл" заключили контракт технического содействия в рамках проекта ЕБРР. СТУИ подготовит для Ярославского водоканала три документа: план немедленных действий, план корпоративного развития и сервисный контракт. У английских коммунальщиков действительно есть чему поучиться, причем не только ярославцам. Англия долго шла к созданию общественно приемлемых и коммерчески привлекательных условий в коммунальном секторе. Например, в 1997 году при лейбористах был введен запрет на отключение услуг водоснабжения для бытовых потребителей, но одновременно было принято балансирующее решение о включении недоплаченных потребителями сумм в действующий тариф. Качество коммунальных услуг в Великобритании - понятие не эфемерное, оно определяется множеством измеряемых параметров. В частности, зафиксировано время дозвона до диспетчерской службы - 30 секунд - и время исполнения заявки по устранению неполадок. Еще один важный урок коммунальных реформ в Англии - перевод и объединение сотни муниципальных водоканалов сначала в собственность десяти региональных государственных компаний и последующая их приватизация. Перед приватизацией государство списало все долги коммунальных предприятий, взяло на себя расходы на приведение имущества в работоспособное состояние, провело его паспортизацию и постановку на баланс. "Без такой поддержки государства о реформе ЖКХ можно говорить не в практическом, а только в идеологическом плане", - уверены в РКС. Кстати, в отличие от Англии в большинстве европейских стран коммунальная инфраструктура не передана в частную собственность, а, оставаясь муниципальной, эксплуатируется частными операторами на условиях договора концессии. Но, по словам Сергея Яшечкина, сегодня для России не так важны различия между частной собственностью или концессией, как общие принципы реформирования, ценового регулирования и взаимодействия с потребителями, которых ждут коммунальные компании от государства. Источник: по материалам Российская газета
Comments
  • В этой теме еще нет комментариев
Add a comment

Your name *

Your E-mail *

Your message