Ряд компаний предлагает на рынке проверенные десятилетиями «классические» конструкции компенсаторов: кожух — прочный, из коррозионно-стойкого материала, стабилизатор сильфона — направляющая гильза из нержавеющей стали. При этом на рынке появляются новые дешёвые модели упрощённой конструкции и из недорогих материалов. Что выбрать в условиях тотальной экономии: недорогой компенсатор упрощённой конструкции или более дорогой, но проверенной конструкции? Посмотрим, что говорит практика, которая, как известно, «критерий истины».

Сначала мы задали вопрос С. Г. Никитину, много лет работавшему руководителем отдела главных специалистов в службе эксплуатации одной из крупных компаний-застройщиков.

Вы одним из первых столкнулись с новым для России оборудованием: компенсаторами для систем отопления и водоснабжения. Какие требования вы предъявляли к данной продукции?

С. Н.: Да, компенсаторы для систем отопления и ГВС мы начали применять одними из первых в Москве, так как наша компания была ведущей в высотном строительстве. Опытным путём у нас сложились чёткие требования к компенсаторам: кожух — нержавеющая сталь, сильфон — нержавеющая сталь, стабилизатор сильфона — внутренняя гильза из нержавеющей стали. У поставщиков в какой-то момент таких компенсаторов не было. Тогда мы обратились к нескольким поставщикам и стали работать с компанией, которая прислушалась к нашему мнению и переделала конструкцию под наши требования. После этого мы не имели с компенсаторами проблем.

То есть вы за классическое решение: кожух — нержавеющая сталь, стабилизатор сильфона — внутренняя гильза из нержавеющей стали?

С. Н.: Однозначно.

Рассмотрим теперь конкретный пример по эксплуатации. Зададим вопрос С. В. Сорокину, инженеру службы эксплуатации одного из элитных жилых комплексов.

  

В элитном ЖК, который вы эксплуатируете, установлены компенсаторы. Что с ними стало после 11 лет эксплуатации?

С. С.: Кожухи компенсаторов из углеродистой стали сильно корродировали, что привело сначала к подклиниванию, поскольку гофры компенсатора стали забиваться продуктами коррозии кожуха. Затем некоторые компенсаторы вышли из строя и были заменены.

На какие компенсаторы вы их заменили, на аналогичные?

С. С.: Конечно, нет. Какой смысл? Мы заменили ржавые компенсаторы с кожухом из углеродистой стали на компенсаторы известной марки с кожухом из нержавеющей стали.

На фото внизу изображён именно этот проблемный компенсатор с кожухом из углеродистой стали. Производителя указывать не будем, сообщим лишь, что несколько лет назад его производство компенсаторов для систем отопления было закрыто.

Какой вы можете сделать вывод, исходя из многолетнего опыта эксплуатации: надо применять классическую конструкцию с кожухом из нержавеющей стали и стабилизатором сильфона — внутренней гильзой из нержавеющей стали, или компенсаторы другой конструкции, из других материалов?

С. С.: Кожух должен быть изготовлен только из материалов, стойких к коррозии. В идеале из нержавеющей стали — материала не только коррозионно-стойкого, но и прочного. Насчёт стабилизатора сильфона — я однозначно за проверенное классическое решение, то есть стабилизировать сильфон необходимо при помощи внутренней направляющей гильзы, ведь есть большой успешный опыт применения данной технологии. Кроме того, трение сильфона о внутреннюю направляющую гильзу минимально, поскольку их соприкасающиеся поверхности смачиваются протекающей водой.

Недавно я слышал про нестандартные попытки стабилизировать сильфон компенсатора при помощи наружного защитного кожуха, но мне этот вариант не нравится: трение сильфона о кожух «насухую» однозначно окажет абразивный эффект, что опасно для тонкостенного сильфона, особенно в случае, если между кожухом и сильфоном попадёт бетонная пыль, что в условиях стройки не редкость.