Однако ситуация на топливно-энергетических рынках мира всё чаще заставляет говорить о закате эпохи нефтегазового владычества. Тепловые насосы во многих странах мира стали частью национальных стратегий энергобезопасности и энергонезависимости. Проекты с использованием тепловых насосов большой мощности способны задать вектор развития промышленности и экономики в ЕврАзЭС в целом. Так же, как подобный вектор они уже задали в ряде европейских стран.

Будучи приглашённым на III Отраслевую конференцию по тепловым насосам на полях выставки Aqua-Therm Moscow 2016, я делал пометки по выступлениям докладчиков, рассчитывая на дискуссию о проблемах развития тепловых насосов в России. Однако на дискуссию не осталось времени, и обсуждение поднятых вопросов вышло за рамки конференции.

Как руководитель компании — одной из немногих, имеющей в активе целый ряд реализованных проектов с использованием тепловых насосов, в том числе большой мощности — хотел бы высказать свои соображения по данному вопросу. А может быть, даже задать тему для обсуждения инженерному сообществу. А может, и не только инженерному...

Заслуженный ветеран отечественной энергетики, почётный член Союза энергетиков Северо-Запада России А. Б. Богданов верно подметил проблему тарификации теплоснабжения, как одну из ключевых причин «невнедрения» тепловых насосов в отечественной экономике. Действительно, при «бросовых» ценах на тепловую энергию и энергоносители заставить предприятия развивать энергосберегающие и экологичные технологии невозможно. Впрочем, отечественная промышленность и без этого давно уже переживает не лучшие времена.

Развивая эту мысль, хотел бы остановиться на следующем факте. Ещё в 2012 году Минэкономразвития России утвердило программу развития энергетики, согласно которой за 15 лет должна коренным образом поменяться инвестиционная модель энергетики. Иными словами, основную нагрузку по оплате энергоносителей будет нести население. Сделано это якобы с целью повышения конкурентоспособности промышленности. На деле получается, что государство стимулирует предприятия «разбазаривать» энергоресурсы, ибо их стоимость для этих организаций становится ничтожно малой. В свою очередь население, получая возрастающую финансовую нагрузку по оплате энергоресурсов, при существующем уровне своих доходов не в состоянии решить проблему энергосбережения и энергоснабжения для государства.

Как руководитель компании — одной из немногих, имеющей в активе целый ряд реализованных проектов с использованием тепловых насосов, в том числе большой мощности — хотел бы высказать свои соображения по данному вопросу

Проблема более чем назрела и требует комплексного подхода к решению с привлечением технической и научной общественности и в первую очередь представителей государства, желающих, умеющих и способных принимать грамотные и взвешенные решения.

Уважаемый эксперт из Беларуси во время конференции высказал интереснейшую мысль. А давайте, мол, пригласим все ведущие мировые компании в области теплотехники к созданию в России производств тепловых насосов и систем на их базе. И на государственном уровне создадим условия — налоговые послабления, режим благоприятствования, информационную поддержку. Они нам враз отрасль создадут! Автомобильные же заводы, мол, создали...

«Создать автомобильные заводы» — это далеко не «создать автомобильную отрасль». Не в России ли пока не получилось наладить и модернизировать автомобилестроение?! Или, быть может, в Беларуси мировые автогиганты помогли создать собственную высококонкурентную отрасль?! Успешно работающий «БелАЗ» я бы точно никак не отнёс к этим достижениям. Это сохраненный флагман советского автомобиле- и машиностроения. Автозаводы западных брендов преследуют единственную цель — заполнить сегмент рынка в конкретной стране собственным ассортиментом и получить приличную прибыль на счета основной компании. Сколько рабочих мест создали сборочные производства зарубежного автопрома? 200-300 на предприятие? И несколько тысяч в странах Евросоюза, в Турции и на Тайване — дизайн-студии, конструкторские бюро, производство комплектующих.

А может, они ведут какие-то фундаментальные исследования? Конечно, ведут! В своих лабораториях и институтах. И занимают огромный сегмент нашего национального рынка. Это одна из форм современной колониальной политики транснациональных компаний — используя финансовые, административные, коммерческие ресурсы выдавить с рынка любые формы национальной промышленности и науки.

В случае тепловых насосов, как и любого другого оборудования, происходит совершенно аналогичная колонизация. Причём проводится она руками и умами наших же соотечественников — руководителей, инженеров и коммерсантов представительств зарубежных производителей. Кто там хотел поговорить про национальную идею? Просто рынок тепловых насосов пока в России ещё не сложился. Однако идёт обширная информационная обработка. Начиная от попыток превращения национальной высшей школы, и без того едва не истреблённой «реформаторами», в ПТУ для зарубежных производителей оборудования. Об этом я говорил ещё в прошлом году, выступая на II Отраслевой конференции по тепловым насосам, когда прозвучала мысль готовить монтажников (!) для зарубежных (!) моделей тепловых насосов в рамках образовательных программ российских вузов. На самом деле, блестящая идея! Зачем создавать учебные центры с инфраструктурой и материальной базой? Зачем вкладывать деньги в развитие, ну, конечно, не высшего, а даже среднеспециального образования чужой страны? Лучше использовать учебное заведение, финансируемое государственной системой образования этой самой страны. Но это придумали, конечно, не производители тепловых насосов. Они пытаются использовать уже работающую модель — многие ведущие вузы страны давно готовят кадры для транснациональных корпораций, которые охотно привлекают лучших выпускников.

Также ещё в прошлом году на II Отраслевой конференции по тепловым насосам я отмечал, что отсутствие в стране нормативной базы применения тепловых насосов серьёзно затрудняет их внедрение в качестве элемента инженерной инфраструктуры на строительных объектах различного назначения. Кстати, ситуация с тех пор нисколько не поменялась. Государство устранилось от решения вопроса стандартизации и внедрения инноваций. Очевидно, считая, что этот вопрос решит научное сообщество и всевозможные «некоммерческие» объединения «профессионалов». О! Это отдельная тема. Нет, даже отдельная песня. На территории России присутствует огромная, просто критическая масса разного рода групп людей, именующих себя национальными комитетами, международными агентствами, федеральными информационными ресурсами, мегаинженерными сообществами и даже геральдическими содружествами. Поскольку речь в статье идёт об опыте реализации теплонасосных систем, не могу не рассказать об опыте общения с этой армией лавочников, создающих на самом деле огромную угрозу развитию действительно национальных проектов.

«...Вы знаете, Ваши вентиляционные установки с активной рекуперацией теплаотличная альтернатива дорогим европейским аналогам. Почему ваши приточно-вытяжные установки с тепловым насосом ещё не описаны в нашем альманахе, посвящённом импортозамещению? Мы как раз сейчас готовим очередной выпуск, я срочно переговорю с редактором, чтоб под Вас оставили место за символическую стоимость в 110 тыс.рублей...»

Интересно, а кто покупает статью о своём импортозамещении за полную стоимость? Уважаемые европейские бренды. Впрочем, по словам одного из редакторов «национального» портала, они тоже стали неохотно разбазаривать рекламный бюджет.

«...Послушайте, нам бы очень хотелось, чтобы Вы выступили с небольшим докладом на нашем конгрессе по импортозамещению в области энергоэффективности, но, к сожалению, наш уважаемый генеральный партнёр из Германии уже выкупил всю секцию инженерных систем, и он будет категорически против, если кто-нибудь ещё будет представлять свою продукцию... Но Вы можете выступить на научной конференции в рамках конгресса с коротким докладом без упоминания бренда производителя и моделей оборудования всего за 42 тыс.рублей...»

Этот абзац можно отправлять целиком нашим уважаемым сатирикам.

Совершенно подкупающий разговор в начале этого года: «Вы знаете, абсолютно уникальное мероприятие планируетсявстреча представителей производственного бизнеса с руководством страны. Вы сможете задать насущные вопросы и рассказать о своём инновационном оборудовании. После мероприятиялёгкий фуршет, предположительно с участием главы государства. От Вашей компании могут присутствовать два-четыре человека. С учётом уровня мероприятия стоимость участия совсем символическая — 165 тыс. с человека...»

Спасибо, но я стараюсь питаться дома. А за Президента, честно говоря, обидно. На предновогоднюю встречу премьер-министра с представителями бизнеса просили по 360 тыс. с человека...

Отдельно хотелось бы рассказать об опыте внедрения теплонасосных систем на железной дороге. Часто приходится слышать о чуть ли не убыточности пассажирских перевозок железнодорожным транспортом. И о «героических» усилиях чиновников и функционеров РЖД, позволяющих удерживать «социальные» тарифы на железнодорожные перевозки...

Интересно, хоть кто-нибудь пытался посчитать энергопотребление железнодорожной инфраструктуры в масштабе страны? Уверен, получится впечатляющий показатель. Ведь все объекты инфраструктуры на железной дороге отапливаются электричеством. По крайней мере там, где оно подведено. Использование тепловых насосов могло снизить этот показатель в пять раз. Более того, опыт внедрения тепловых насосов имеется.

Однако массовым этот опыт назвать нельзя. Успешным — можно, а массовым нет. Причина банальна. Функционеры РЖД охотно выполняют. один проект в масштабе региона с целью «провести мероприятия по энергосбережению». После того, как пункт выполнен, предлагают «подождать до следующего года». Я не знаком в деталях с показателями эффективности труда региональных топ-менеджеров РЖД, но весь опыт общения с этой категорией подсказывает, что снижение эксплуатационных затрат у них точно не в приоритете.

Впрочем, это справедливо не только для РЖД. Топливные, ресурсодобывающие, ресурсоснабжающие компании. Это, скорее, характерная национальная черта, усиленная годами развала образовательной системы и насаждения стяжательства. Напоследок я отмечу попытки внедрения энергосберегающих проектов в сфере ЖКХ, которые вообще граничат с криминальными схемами, ибо чаще всего заканчиваются вопросом ключевых лиц: «Что-то я пока не замечаю в этом проекте своего интереса...»

Уже вторую отраслевую конференцию по тепловым насосам витает в воздухе идея рассмотреть конкретные проекты для разных отраслей хозяйства. Не проекты инженерных систем для частных домохозяйств, хотя и с ними нужно определённым образом работать. А концепцию применения и исполнительные схемы с использованием тепловых насосов в конкретных промышленных проектах. Желательно с опытом внедрения. И мы на заводе готовим какие-то примеры, обсуждаем реализованные идеи... И вновь за несомненно важными разговорами о принципе работы и устройстве теплового насоса как-то не остаётся времени обсудить конкретные идеи. Уже, кстати, внедрённые. Обсудить методы уже не внедрения, а тиражирования проектов в отраслях экономики. Некогда.

Так вот — у нас такие проекты есть. Достаточное их количество уже реализовано и успешно работает, другие пока ждут своей очереди по целому ряду причин. Я намеренно избегаю различных превосходных речевых форм в описании этих проектов и не собираюсь рекламировать какое-либо оборудование в рамках данной статьи.

Но проект автономного отопления районной больницы площадью 11 500 м2 компанией «Тепло-Heat» реализован. Он уже окупился и теперь ежегодно экономит ощутимые средства в бюджете здравоохранения, о чём нам не устаёт писать глава района.

Реализован уже и второй проект по извлечению тепла из очистных сооружений. Мощности — сопоставимые с тепловой потребностью вышеупомянутой больницы.

Решён вопрос поддержания постоянной температуры газа в реакторе на биогазогенерирующем комплексе.

Разработана и реализована система поддержания постоянного микроклимата в сооружении для хранения сельхозпродукции. Кстати, она изначально разрабатывалась для винзавода — производство вина чувствительно к даже незначительным колебаниям температуры. Использование теплового насоса позволило бы создать идеальный постоянный микроклимат в цехах с минимальными эксплуатационными затратами.

Изготовлено несколько устройств сушки зерна для частных сельхозпредприятий. Но тут мы не первопроходцы — ещё в 1980-е годы в СССР на Самтредской чайной фабрике успешно сушили чайный лист тепловым насосом.

Для ЖКХ разработана система горячего водоснабжения многоквартирных домов, позволяющая снизить стоимость горячей воды в три раза.

Для гидроэлектростанций разработана эффективная схема отопления административных зданий сбросной водой, снижающая затраты на теплоснабжение в четыре-пять раз.

Система рекуперации тепла оборотной воды рыбозавода позволяет в три раза снизить общие эксплуатационные затраты на содержание.

Кому это всё интересно? Не кривя душой — только коллеги из Беларуси интересуются уже не первый год у меня той же сельскохозяйственной сушилкой. А что, сушка зерна только для Беларуси актуальна?

Кстати, забавнейшее наблюдение — в ряде публикаций по мотивам конференции некоторые из её участников. уверенно заявляют об отсутствии в стране реализованных проектов с тепловыми насосами большой мощности — причём посмотрев на конференции на примеры таких объектов. Отрабатывают корпоративные серебряники?