Попробуем проанализировать, какие актуальные для нашей страны задачи могут более эффективно, легко и быстро решаться с помощью трассопоискового оборудования, и как пользователям стоит выбирать такие приборы.

Изыскания для строительства

Для проектирования любого объекта на отведённом участке необходимо знать о составе грунтов, характерных точках рельефа, наличии и состоянии зданий и сооружений, подземных и надземных коммуникаций сетей. Так что инженерно-геодезические и инженерно-геологические изыскания для строительства — это одна из тех сфер, в которых не обойтись без использования трассопоискового оборудования.

«В соответствии с российским законодательством, для согласования проекта местными органами архитектурно-строительного надзора у девелопера должны быть свежие, не старше двух лет, результаты инженерных изысканий, — рассказывает Иван Печеркин, директор компании ООО “Геосектор” (город Екатеринбург), оказывающей услуги по комплексным инженерным изысканиям для строительства, а также поиску подземных коммуникаций и бурению скважин на воду. — Мы выполняем такие работы для коттеджных посёлков, промышленных и аграрных предприятий, объектов дорожной инфраструктуры. В последние годы особенно много заказов на изыскания для проектов реконструкции электрических сетей и подземных линий связи. Во всех случаях для составления планов подземных коммуникаций используется трассопоисковое оборудование».

По мнению специалиста, одно из самых трудных мест для работы — это территории заводов. Большое скопление разнообразных коммуникаций создаёт сильный электромагнитный «шум», который мешает работе трассоискателей. В подобных условиях дешёвые модели приборов с небогатым функционалом оказываются беспомощны и «слепы». Вместе с тем любые ошибки локации в таких случаях недопустимы.

Трассопоиск в российских реалиях. 4/2015. Фото 1

Для проектирования объекта на отведённом участке необходимо знать о составе грунтов, характерных точках рельефа, наличии и состоянии зданий и сооружений, подземных и надземных коммуникаций сетей

«Обычно проведение инженерно-геологических изысканий включает бурение скважин для отбора проб грунта. Чтобы избежать повреждения коммуникаций на территории действующего производства, нам приходится работать в тесной кооперации с геологами. С помощью трассоискателя мы намечаем для них места, безопасные для бурения, — отмечает Иван Печеркин. — В частности, в таком режиме мы проводили изыскания на территории Златоустовского агломерационного цеха ОАО “Челябинский электрометаллургический комбинат”».

Безопасные земляные работы

В СМИ регулярно появляются новости о повреждении тех или иных коммуникаций во время строительных работ. Причём чаще всего страдают подземные электрические кабели и линии связи. Относительно недавно, в июне 2014-го года, из-за обрыва силового кабеля при проведении земляных работ в подмосковной Балашихе остались без электричества 12 тыс. человек.

Причиной подобной аварии может быть как человеческий фактор, так и отсутствие актуальных планов размещения подземных коммуникаций.

«При проведении изысканий на участке мы всегда указываем строителям, какие есть пересечения с существующими трассами и на какой глубине, чтобы избежать их повреждения, — говорит Иван Печеркин. — Но даже когда в распоряжении строителей есть точные планы всех коммуникаций, при проведении земляных работ с участием тяжёлой техники необходим постоянный контроль. Так, например, мне известен пример строительной компании, занимающейся прокладкой электрических линий, где мастер с трассоискателем следит за тем, чтобы экскаватор не повредил близлежащие трубопроводы или кабели».

Таким образом, применение трассопоискового оборудования становится дополнительным способом снижения рисков для строительных организаций. Ведь при повреждении коммуникации им придётся оплачивать все расходы по её восстановлению.

Трассопоиск в российских реалиях. 4/2015. Фото 2

Инвентаризация подземного имущества

Телекомы, газовые, электро- и теплосетевые компании, а также муниципальные водоканалы заинтересованы в точной и актуальной информации обо всех коммуникациях, находящихся на их балансе. Недостаток данных об их состоянии, а также устаревшие или неточные топографические планы подземных сетей мешают своевременно решать инженерные вопросы. Увеличиваются и риски повреждения коммуникаций при строительных работах. Так что ещё одной сферой применения трассопоискового оборудования является инвентаризация подземного хозяйства.

При этом операторам трассоискателей одновременно приходится решать совершенно разные задачи. Так, в городской черте со сложившейся застройкой, где подземные сети развиваются десятилетиями, нужно выделить определённый трубопровод или кабель среди плотного клубка разнообразных коммуникаций. С другой стороны, при работе в «чистом поле» нужно найти и протрассировать единственный кабель или трубопровод на большой территории, зачастую под снегом, льдом и грязью, без каких-либо чётких ориентиров. «Среди самых масштабных работ, выполненных нашей компаниейпроведение инвентаризации медных и оптоволоконных линий связи ОАО “Ростелеком”. Всего около трёхсот километров трасс по лесам, полям, болотам вдоль Свердловского тракта с ответвлениями в города, — рассказывает Иван Печеркин. — Самая сложная часть задачинайти кабель на местности. Затем через кабельную муфту подсоединяешься к линии генератором — и её можно трассировать в обе стороны. Мы использовали трассоискатель Ridgid SeekTech SR-60 с генератором ST-510 мощностью 10 ватт, который позволяет детектировать протяжённые коммуникации на дистанции до 14 километров от точки подключения (медные кабели связи)».

Особую проблему представляет инвентаризация неметаллических (керамических, полимерных и бетонных) труб. В последние годы они всё шире применяются для прокладки трубопроводов разного назначения. Например, полиэтиленовые трубы используются для газовых сетей низкого и среднего давления, а трубы из полипропилена или ПВХ — для устройства канализационных коллекторов. Строительными требованиями рядом с полимерными трубопроводами предписывается укладка провода-спутника (выводится на поверхность земли для подключения генератора при поиске) или использование специализированных сигнальных лент (например, ЛСГ-200 для газовых или ЛСК-200 для канализационных труб). Но, если токопроводящие сигнальные элементы по каким-то причинам не использовались, неметаллическая труба становится «невидима» для приборов.

«Для трассировки подобных трубопроводов можно рекомендовать совместное использование видеодиагностического оборудования и высокочувствительного локатора. Кабель видеодиагностики располагается в трубе, и на него подаётся напряжение. В таком случае не составит труда отследить его трассоискателем с поверхности», — рассказывает Александр Петрашевич, инженер по продажам российского подразделения компании Ridgid.

Трассопоиск в российских реалиях. 4/2015. Фото 3

Прибор против воришек

Трассопоисковое оборудование также помогает выявлять незаконные подключения к трубопроводам и кабелям. Это особо актуально для муниципальных водоканалов, которые вынуждены бороться с несанкционированным водоотбором и врезками в канализационную сеть. Причём речь тут идёт не только об упущенной прибыли. Например, через незаконные врезки в канализационные коллекторы могут сбрасываться вещества, опасные для трубопроводов и очистных сооружений. Нелегальные врезки давно стали головной болью и для организаций, эксплуатирующих нефте- и газопроводы низкого давления. Тут кустарно выполненные отводы порой становятся причиной разливов нефти и аварий на газопроводах.

Для обнаружения врезок в металлический трубопровод специалисты рекомендуют использовать трассоискатель в активном режиме. С помощью индукционных клещей к исследуемой трубе подключается генератор, и затем ищутся отводы на расстоянии 0,5—1,0 м по обе стороны от коммуникации.

Для поиска врезок из неметаллических труб рекомендуется использование трассоискателя совместно с видеоинспекционным оборудованием.

«Миниатюрный передатчик находится непосредственно в видеоголовке инспекционной системы, например, SeeSnake Plus, которая работает в трубах диаметром 50-300 миллиметров и имеет дальность действия до 99 метров, — говорит Александр Петрашевич (Ridgid). — Оператор визуально выявляет место незаконной врезки в просвете трубы, а сигнал передатчика позволяет с большой точностью определить место на поверхности земли. Точно так же можно локализовать место засора или повреждения трубы для последующего ремонта».

Критерии выбора

На нашем рынке сейчас представлены десятки моделей трассоискателей, как отечественных, так и зарубежных производителей, а цены на них варьируются от 50 до 500 тыс. рублей. Причём, как ни странно, российские приборы могут быть ничуть не дешевле импортных при гораздо более скромных функциональных возможностях.

Например, многие модели имеют всего две-три наиболее часто используемые рабочие частоты: 50 Гц для обнаружения силовых кабелей под напряжением и 100 Гц — для трассировки стальных труб под катодной защитой. В более «продвинутых» зарубежных моделях представлен гораздо более широкий диапазон рабочих частот — от 10 Гц до 35 кГц, причём их выбор может происходить как вручную, так и в автоматическом режиме. Это значительно увеличивает разрешающую способность и чувствительность прибора в условиях обилия разнообразных коммуникаций и сильного электромагнитного «шума».

Конечно, универсальность трассоискателя нужна далеко не всем. Хорошая иллюстрация этому — сообщение с одного из специализированных интернет-форумов: «У нас в организации положение нефтепровода определяется дедовским способомметаллическим щупом. В зимнее время в мёрзлой земле метод не очень информативный. Так что необходим прибор, который мог бы определять глубину залегания стальных труб диаметром 500 мм с катодной защитой с частотой 100 Гц. Точность определения глубины залеганияпять-десять процентов. Информация о глубине должна быть наглядной и, желательно, выводиться на дисплей».

Максим Рустамов, руководитель отдела продаж компании ООО «Мега», специализирующейся на поставках и производстве диагностических комплексов, отмечает, что пользователи ожидают от трассоискателей не только высокой точности и чувствительности, но и удобства использования.

Трассопоиск в российских реалиях. 4/2015. Фото 4

Трассопоиск в российских реалиях. 4/2015. Фото 5

Однако именно этот аспект зачастую упускается разработчиками многих российских трассоискателей. Ряд отечественных моделей имеют лишь функцию акустической индикации с использованием частотно-модулированного тонального сигнала, то есть локация коммуникаций производится «на слух» через головные наушники. Модели с графическим дисплеем, как правило, показывают цифровые значения параметров электромагнитного поля или, в лучшем случае, столбчатую диаграмму уровня сигнала.

«С приборами, в которых трассоуказатель выполнен в виде шкалы или диаграммы, а глубина коммуникации не выводится в активном поле экрана, работать очень неудобно. Одну коммуникацию можно “вести”, а вот пересечения выявляются крайне плохо, — отмечает Иван Пе- черкин (“Геосектор”). — Гораздо понятнее и информативнее, когда трассы или их пересечение визуально отображаются на экране, как это реализовано в устройствах Ridgid SR-60 или SR-20. Освоение таких приборов не требует особых знаний и навыков, так что в нашей компании ими пользуются все сотрудники».

Пользователи ожидают от трассоискателей не только высокой точности и чувствительности, но и удобства использования. Однако именно этот аспект зачастую упускается разработчиками многих отечественных трассоискателей

Перечень дополнительных функций в современных приборах постоянно расширяется. Например, недавно представленный трассоискатель Ridgid SeekTech SR-24 имеет встроенный GPS-приемник и записывает получаемые данные на встроенную карту памяти microSD. Более того, этот прибор способен обмениваться данными по Bluetooth с профессиональными моделями внешних GPS-приемников повышенной точности, а также со смартфоном, планшетом или ноутбуком оператора. Возможность быстрого получения точных координат очень полезна для специалистов, которые разрабатывают точные схемы подземных коммуникаций. Также этот трассоискатель способен по каналу Bluetooth менять рабочие частоты на генераторе ST33Q+, что очень удобно при обследовании участка, где присутствуют несколько типов коммуникаций на разных глубинах.

Разумеется, пользователи трассоискателей подбирают именно тот прибор, который наиболее полно отвечает их потребностям. Но, если ещё не так давно принцип «чем проще, тем лучше» одерживал безусловную победу, то сейчас обилие дополнительных функций в высокотехнологичных новинках, позволяющих делать ту же работу быстрее и эффективнее, привлекает всё больше российских специалистов.

Трассопоиск в российских реалиях. 4/2015. Фото 6

Трассопоиск в российских реалиях. 4/2015. Фото 7