Plumbing. Heating. Conditioning. Energy Efficiency.

Технология берет свое

7586 0
Опубликовано в журнале СОК №9 | 2012

Использование энергоэффективной автоматики в системах теплоснабжения уже стало в России стандартом «де-факто», тем более что этого прямо требует СНиП 41-01–2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование». При этом объем работ по монтажу и эксплуатации тепловых узлов, производимых непосредственно на объектах, можно свести к минимуму, если использовать модульные решения — блочные тепловые пункты (БТП) заводской сборки.

 

Тем не менее, многие руководители предпочитают производить сборку и монтаж оборудования непосредственно на местах из отдельных комплектующих, так как в некоторых случаях это позволяет добиться снижения сметной стоимости оборудования. Оправдывают ли себя подобные решения в перспективе и ведут ли они к реальной экономии средств? С этим сложным и интересным вопросом мы обратились к Алексею МАЛАХОВУ, руководителю группы БТП компании «Данфосс», крупнейшего мирового производителя энергосберегающего оборудования для систем отопления.

В чем различия между этими двумя вариантами? Ведь и в том, и в другом случае комплектующие, в принципе, используются одни и те же, и зачастую даже приобретаемые у самих компаний-производителей БТП.

А.М.: В теории функционально БТП и тепловой пункт, собранный из компонентов — это одно и то же. У них даже принципиальная схема может быть одинаковая. Но здесь следует учитывать многочисленные нюансы, связанные с монтажом и эксплуатацией оборудования. К примеру, в БТП гораздо меньше сварных соединений за счет использования элементов, изготовленных на трубогибочных станках.

В «полевых» условиях этого не сделать, значит, потенциальная возможность аварии будет выше, да и опрессовку сложнее провести. Кроме того, БТП представляет собой конструкцию, собранную на раме в заводских условиях, что гарантирует жесткость и надежность крепления его элементов. Огромное значение имеет и компоновка БТП, ведь при его проектировании разрабатывается не только принципиальная схема, но также пространственная модель, учитывающая технические характеристики и рабочие параметры отдельных узлов.

Все это существенно повышает отказоустойчивость оборудования и облегчает его эксплуатацию. Нам известны примеры, когда тепловые пункты заводской сборки работают годами даже без профилактического осмотра. Вряд ли вы сможете в таком же режиме эксплуатировать тепловой узел, собранный из отдельных элементов. И коль скоро мы уже коснулись этой темы, я бы добавил еще один аргумент: блочно-модульная компоновка тепловых пунктов заводской сборки позволяет максимально оптимизировать занимаемые ими пространственный объем и монтажную площадь.

Таким образом, выбрав готовое решение, вы сможете работать в стесненном пространстве. А оно, как известно, всегда в дефиците. Например, некоторые подвалы настолько тесны, что проводить там масштабные монтажные и пусконаладочные работы невозможно в принципе, а вот установить и подключить компактный БТП — вполне реально, причем без особых проблем.

Наконец, использование БТП позволяет добиться существенной экономии: на 50–60 процентов сократить расходы на проектирование, до 60-ти процентов — на монтаж за счет сокращения времени на установку и подключение, а также числа задействованных рабочих. Важно и то, что в этом случае не требуются высококвалифицированные специалисты. Иногда — например, при монтаже на удаленных объектах, в условиях Крайнего Севера и т.п. — найти их бывает весьма непросто.

Если же говорить об изготовлении большого числа однотипных тепловых пунктов, то здесь подготовить проект нужно всего один раз, а производство оборудования в заводских условиях займет не более одного-полутора месяцев, что существенно меньше, чем при его сборке на месте. Все это особенно важно, когда речь идет о реализации масштабных проектов, охватывающих большое число похожих объектов: например, типовых зданий.

Так, при реализации программы модернизации тепловых сетей в Луге (Ленинградская область) мы в течение 78-ми дней спроектировали, изготовили и поставили на склад заказчика 115-ти БТП шести различных модификаций.

Но способна ли экономия, о которой вы говорите, покрыть разницу в стоимости между БТП и тепловыми пунктами, собранными на месте?

А.М.: Необходимо учитывать и такой фактор, как снижение стоимости жизненного цикла (LCC), ведь он, как правило, и является определяющим при выборе инженерного оборудования. Заказчик БТП получает сертифицированное, прошедшее многократные испытания в российских условиях, опрессованное на стационарном стенде оборудование заводской готовности, которое будет дольше служить и потребует несравнимо меньших эксплуатационных расходов.

Кроме того, он получает гарантию на все оборудование от одного производителя, а также квалифицированное сервисное обслуживание. Наконец, как я уже говорил, БТП позволяет высвободить дополнительные площади. Если говорить о коммерческих объектах, то этот фактор становится определяющим. Например, использование БТП при строительстве жилого комплекса по проспекту Толбухина, дом 17/65 в Ярославле увеличило сметную стоимость проекта на один миллион рублей, но при этом позволило расширить подземный паркинг, сделав его больше на два машиноместа общей стоимостью в два миллиона рублей.

Таким образом, несмотря на более высокую стоимость оборудования, его использование оказалось выгоднее с коммерческой точки зрения, причем даже без учета экономии на последующем обслуживании. Кроме того, нужно добавить, что на больших мощностях (от 20-ти мегаватт и более) сокращение расходов на монтаж при использовании БТП становится столь существенным, что делает это решение более выгодным, даже если считать только прямые затраты. Это необходимо учитывать при проектировании ЦТП, мини-ТЭЦ и т.п.

Как монтируется блочный тепловой пункт?

А.М.: Я бы сказал — его просто нужно занести и поставить. Поскольку при проектировании учитываются габаритные размеры помещений и монтажных проемов, то с этим не должно возникнуть проблем. К тому же предусмотрена технологическая возможность разделения БТП на несколько составных частей в зависимости от проектного задания на его компоновку или объемно-планировочного решения здания.

Весь монтаж сводится к тому, чтобы прикрепить раму к полу и присоединить к трубопроводам тепловой сети и существующей системы теплоснабжения, затянув несколько болтов на фланцах. Для этой работы не требуется какая-то особая квалификация, поэтому с ней справится любой сантехник. У БТП даже щит автоматики уже смонтирован на общей раме, нужно только питание подать.

Но ведь наверняка есть какие-то особые случаи, для которых просто не существует готовых решений.

А.М.: В нашем случае готовые решения — это номенклатурный ряд базисных платформ с различной топологией, на основе которых может быть выполнено любое техническое решение в соответствии с проектом заказчика, номинальной мощностью от ста до десяти тысяч мегакалорий в час. При необходимости в состав БТП может быть интегрировано любое дополнительное оборудование: теплосчетчики, частотные преобразователи (например, если это оборудование ЦТП), расширительные баки для системы ГВС и т.п.

Существуют модификации как для независимых, так и для зависимых схем теплоснабжения (АУУ без теплообменника), одно-, двухи трехконтурные. Нам довольно часто приходится выполнять нестандартные заказы. Например, в 2010-м году было изготовлено порядка 50-ти БТП с возможностью раздельного учета тепла и воды в контурах отопления и ГВС для установки в жилых домах города Тольятти.

Примечательно, что срок окупаемости проекта составил не более пятнадцати месяцев. Есть и действительно стандартизированные варианты. Нашими специалистами совместно с ведущими проектными институтами МНИИТЭП и МосжилНИИпроект был составлен альбом типовых решений для многих серий блочных жилых домов, возводившихся в СССР и России в разные годы. Использование этих решений позволяет заказчику вообще пропустить этап проектирования, то есть сэкономить на нем.

О возможности монтажа в стесненных условиях я уже говорил, а в случае с типовыми российскими многоэтажками это преимущество БТП фактически определяет выбор.

Часто ли вам приходится выполнять крупные заказы?

А.М.: Постоянно. Сегодня в стране реализуется множество программ капитального ремонта жилых зданий и модернизации тепловых сетей, поэтому такие заказы — не редкость. И такие примеры я уже приводил: это Луга, Тольятти и многие другие города. Большой проект с нашим участием был реализован в Набережных Челнах, где в 2008– 2009-м годах в жилых домах установили около трехсот БТП.

При необходимости мы всегда можем подключить к исполнению заказа зарубежные предприятия Danfoss. Например, часть оборудования для Луги было произведено на наших заводах в Польше и Румынии, причем на стоимости оборудования это никак не отразилось. Вообще, я считаю, что наступила эпоха модульных решений. Лет 15–20 назад в России просто не производилось подобного оборудования, поэтому его можно было только собрать своими силами.

Именно с тех пор и пошла эта традиция, что вовсе не свидетельствует о более высокой экономической привлекательности подобных решений. Но сегодня, когда спрос на тепловые пункты стал массовым, они потеряли актуальность: технология берет свое.

Comments
  • В этой теме еще нет комментариев
Add a comment

Your name *

Your e-mail *

Your message