Plumbing. Heating. Conditioning. Energy Efficiency.

Шаровые краны из латуни

(0) (1966)
Опубликовано в журнале СОК №10 | 2014
Rubric:
Heating and hot water supply, Sanitary Engneering, Plumbing
Автор:

В статье [1] были рассмотрены преимущества шаровых кранов в целом и стальных версий этого вида запорной арматуры в частности. В продолжение данной темы предлагаем нашим читателям ознакомиться с особенностями латунных кранов — о них пойдет речь в данном материале.

Шаровые краны из латуни. 10/2014. Фото 1

Шаровые краны были изобретены более века назад, но на тот момент кран не полностью перекрывал проход трубопровода, так как все механизмы затвора были сделаны из металла. Но позже, с развитием арматуростроения, при производстве начали использовать седла из синтетических каучуков и фторопласта. Благодаря такой конструкции шаровые краны стали пользоваться популярностью.

В разрезе «цена/качество» наибольшее распространение получили шаровые краны из латуни. Они применяются в системах горячего и холодного водоснабжения, отопления. Номинальное давление (PN) в данных системах — от 1,6 МПа. Максимальная рабочая температура — не более 150 °C.

Важным элементом конструкции крана является шаровой затвор, имеющий сферическую форму, в котором присутствует сквозное отверстие, обеспечивающее проход. Такие краны работают либо в открытом, либо в полностью закрытом положении.

Главные преимущества латунных шаровых кранов: отличная герметичность; большой срок службы (в среднем 30 лет); не нуждаются в техническом обслуживании; возможность установки в любом положении; повышенная прочность.

Использование некачественной арматуры снижает общий уровень безаварийности эксплуатации и может служить причиной разрывов трубопроводов, приводящих к высоким финансовым затратам на ремонтные работы.

Рассмотрим важнейшие характеристики качественного шарового крана, на которые стоит обратить внимание при выборе арматуры.

Материал корпуса и запорных частей

Некоторые недобросовестные производители экономят на материалах, пытаясь обеспечить конкурентную стоимость продукции. Они применяют сплавы, в которых не выдерживаются необходимые пропорции составляющих элементов. Например, «нестандартное» содержание в латунных кранах меди, свинца, никеля, железа, алюминия и цинка приводят к снижению его эксплуатационных характеристик: надежности и долговечности.

Использование некачественной арматуры снижает общий уровень безаварийности эксплуатации и может служить причиной разрывов трубопроводов

Шаровые краны из латуни. 10/2014. Фото 2

Использование качественной марки латуни обеспечивает эти параметры, а также высокую степень антикоррозийной защиты. Основные марки латуни, применяющиеся при изготовлении качественных шаровых кранов: ЛС59-1 и 58-2 (по ГОСТ 15527-2004), CW617N и CW614N (по UNI EN 12165).

Прокладочные материалы

Использование качественных корпусных уплотнений многократно снижает возможность протечек. В конструкции данных изделий используются тефлоновые уплотнители шарового затвора и сальниковое уплотнение в области штока, а также резиновые кольца на штоке. Таким образом, достигается герметичность затвора изделия, предписанная российским ГОСТ 9544-93 — класс А.

Изготовление по стандартам

Для сохранения должного уровня надежности и безаварийности трубопроводных систем рекомендуется использовать шаровые краны, выполненные по стандартам и техническим требованиям. Шаровые краны, где шток вставляется изнутри корпуса крана, считаются взрывобезопасными. Сама возможность вылета штока исключается даже при открученной полностью гайке, а также при высоком давлении, когда оно значительно выше рабочего.

Также при выборе шаровых кранов также необходимо обратить внимание на следующие аспекты.

Ремонтопригодность

Шаровые краны с прижимной гайкой на штоке позволяют продлить срок эксплуатации. Регулировка сальникового уплотнения обеспечивается с помощью гайки, которая расположена под рукой крана, и происходит это без снятия крана с трубопровода. Если при длительном использовании кран начинает протекать в области штока, нужно подтянуть сальниковую гайку, благодаря чему уплотнитель прижмется, после чего краном можно пользоваться вновь.

Шаровые краны из латуни. 10/2014. Фото 3

Проходимость потока

Диаметр сквозного отверстия в области затвора должен быть равным внутреннему диаметру трубы, в этом случае речь идет о полнопроходном шаровом кране. Полнопроходные краны имеют преимущество в коэффициенте гидравлического сопротивления, так как нет потери напора, соответственно, меньше нагрузка на запорный орган. А это значительно увеличивает долговечность.

Длина присоединительной резьбы

Она должна соответствовать требованиям ГОСТ 6527. В частности, для кранов с типоразмером 1/2" размер присоединительной резьбы должен составлять не менее 15 мм. Это обеспечивает надежное соединение с трубопроводом и позволяет выдерживать существенные продольные нагрузки.

Минимальная толщина стенки корпуса крана

Для заявленного номинального давления (PN) она должна быть соответствующей. Выбор крана определенного номинального давления нужно осуществлять в соответствии со спецификой выбранного трубопровода. Например, для использования шарового крана на дачном участке подойдет кран с номинальным давлением PN16. Для многоэтажных зданий лучшим вариантом будут краны с PN25, PN32, PN40, в зависимости от размера. Краны с более высоким номинальным давлением применяются в магистральных и промышленных трубопроводах.

Рычаги

Краны могут комплектоваться двумя видами рычагов: «бабочкой» и «ручкой». Первый имеет меньшую строительную длину и за счет этого незаменим в определенных случаях. Второй же имеет большее плечо поворота, и, таким образом, существенно уменьшает усилие, требуемое для открытия/перекрытия крана.

Способ крепления рукоятки

Даже такая незначительная конструктивная особенность, как способ крепления рукоятки шарового крана, может сказаться на его долговечности и безопасной эксплуатации. Надежной гайкой является самоконтрящаяся гайка с пластмассовым кольцом, имеющим меньший диаметр, чем диаметр штока, благодаря чему гайка не откручивается в результате вибраций трубопровода. •

Шаровые краны из латуни. 10/2014. Фото 4

Comments
  • В этой теме еще нет комментариев
Add a comment

Your name *

Your e-mail *

Your message