В нашей стране на текущий момент действует основополагающий документ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности — это Федеральный закон Российской Федерации от 23.11.2009 №261-ФЗ, а также ряд других подзаконных актов, введённых в действие министерствами, агентствами, а также регионами. В число их входят, например: Приказ Министерства энергетики России от 30.06.2014 №400 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования и его результатам и правил направления копий энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования»; Приказ Министерства энергетики России от 30.06.2014 №398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчётности о ходе их реализации»; Приказ Министерства энергетики России от 04.02.2016 №67 «Об утверждении методики определения расчётно-измерительным способом объёма потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности»).

Практика применения данных документов демонстрирует положительный эффект, выражающийся в экономии объёмов потребления топливно-энергетических ресурсов за счёт, в том числе:

  • повышения уровня учёта используемых топливно-энергетических ресурсов;
  • соблюдения требований по энергетической эффективности зданий, строений, сооружений;
  • проведения обязательных энергетических обследований;
  • выполнения мероприятий, направленных на повышение энергетической эффективности, включённых в программу энергосбережения.

Практика применения данных документов демонстрирует положительный эффект, выражающийся в экономии объёмов потребления топливно-энергетических ресурсов за счёт, в том числе: повышения уровня учёта используемых топливноэнергетических ресурсов; соблюдения требований по энергетической эффективности зданий, строений, сооружений и других факторов

Однако острота проблем энергетического комплекса технического характера при этом не снижается. Налицо:

  • недостаточно эффективное использование топливно-энергетических ресурсов и высокий уровень износа энергооборудования (до 80 % на некоторых энергетических объектах), необходимость выработки системы мер по строительству, реконструкции, модернизации и техническому перевооружению инфраструктурных энергетических объектов;
  • значительные потери тепловой и электрической энергии при их производстве и передаче (до 40-50 %);
  • энергодефицитность, которая отрицательно сказывается на надёжности и бесперебойности энергоснабжения, а также на возможности ввода новых объектов и привлечении в регионы крупных инвесторов;
  • высокая себестоимость производства тепловой энергии и соответствующие тарифы на тепловую энергию;
  • отсутствие резервов электрической и тепловой мощности на отдельных площадках и в муниципальных образованиях, что является сдерживающим фактором в привлечении стратегических инвесторов и для социально-экономического развития регионов.

Наряду с проблемами энергосбережения и повышения энергетической эффективности технического характера, также следует отметить системный аспект рассматриваемого вопроса — переход от деятельности по энергосбережению и повышению энергетической эффективности «для галочки» к деятельности, базирующейся на системном подходе и мотивации персонала и нацеленной на реальную экономию топливноэнергетических ресурсов.

Мировой опыт свидетельствует о том, что действенным организационно-управленческим механизмом, нацеленным на планомерное и системное снижение объёмов потребляемых топливно-энергетических ресурсов, является система энергетического менеджмента. Требования к системе энергетического менеджмента определены международным стандартом КО 50001:2011 и национальным стандартом ГОСТ Р ИСО 50001-2012 (далее — ISO 50001), содержащими передовой опыт в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и обеспечивающими выполнение, в том числе беззатратных и малозатратных организационных мероприятий со значительным энергетическим эффектом, учёт предприятиями интересов заинтересованных сторон.

Согласно сведениям, полученным от UNIDO (Организация ООН по промышленному развитию):

  • более половины потенциального повышения ресурсной эффективности и экономии издержек может быть получено путём улучшения практики управления без существенных капиталовложений, то есть существенный потенциал по операционной эффективности заложен
  • в действиях персонала, как одного из основных активов компании;
  • большинство предприятий, внедривших систему энергетического менеджмента, снижают энергоёмкость производства на 2-3 % в год против 1 % при работе «как обычно»;
  • компании, только начавшие внедрять систему энергетического менеджмента, могут экономить 10-20 % от базового объёма потребляемых топливно-энергетических ресурсов в течение первых двух лет функционирования.

В целях реализации данного направления ряд компаний топливно-энергетического комплекса и компаний крупнейших потребителей энергетических ресурсов Российской Федерации внедрили или внедряют систему энергетического менеджмента в соответствии с критериями стандарта ISO 50001.

Так, результаты исследования внедрения системы энергетического менеджмента, проведенного в 2015 году Министерством энергетики Российской Федерации совместно с ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Министерства энергетики Российской Федерации показывают, что компании, внедрившие систему энергетического менеджмента, демонстрируют лучшую динамику основных показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а именно, внедрение системы энергетического менеджмента позволяет экономить от 1,5 до 5 % от первоначального уровня потребления топливноэнергетических ресурсов.

Интерес крупных компаний топливноэнергетического комплекса и компаний (крупнейших потребителей топливноэнергетических ресурсов) к внедрению и эксплуатации системы энергетического менеджмента выявил необходимость к введению в данных компаниях новой структурной единицы, то есть подразделения и/или специалиста по системе энергетического менеджмента, в обязанности которого вошли бы функции по внедрению и эксплуатации данной системы. Вместе с тем, отмечено отсутствие единых универсальных требований к функциям, обязанностям и ответственности к данному подразделению и/или специалисту. В связи с этим возникла необходимость в разработке унифицированного документа, который содержал бы типовые функции, знания, умения характерные для данной профессии.

В апреле 2016 года ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Министерства энергетики Российской Федерации совместно с Некоммерческим партнёрством «Национальное объединение организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» по заказу Российского Союза промышленников и предпринимателей и Министерства труда и социального развития Российской Федерации в рамках исполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года №23 приступили к разработке пилотного профессионального стандарта специалиста в области энергоменеджмента в строительной сфере.

Основная цель разрабатываемого стандарта — помощь работодателям, профессиональному сообществу, образовательным учебным заведениям профессионального образования и другим организациям строительной отрасли в упорядочивании и стандартизации своей деятельности

Основная цель разрабатываемого стандарта — это помощь работодателям, профессиональному сообществу, образовательным учебным заведениям профессионального образования и другим организациям строительной отрасли в упорядочивании и стандартизации своей деятельности.

Профессиональный стандарт — это документ, в котором указано, какую квалификацию должен иметь работник для осуществления своей профессиональной деятельности, включая требования к уровню образования, умениям и знаниям в зависимости от полномочий и ответственности работ и её сложности.

Профессиональные стандарты разрабатываются государством, при участии экспертов для создания современной системы оценки квалификаций, которая соответствует международным стандартам квалификаций, принятых в развитых странах мира. В настоящее время разработано более тысячи стандартов к разным профессиям, которые будут утверждены уже в 2016 году.

В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2015 №122-ФЗ, начиная с первого июля 2016 года профессиональные стандарты обязательны к применению всеми организациями независимо от формы собственности.

Ввиду изложенного выше, разработка профессионального стандарта на специалиста в области энергоменеджмента в строительной сфере представляется крайне важной, и результаты её могут быть использованы как один из инструментов, способствующих реализации государственной политики по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.