Создание особой атмосферы Главная задача автомобильных гипермаркетов — упростить процедуру выбора и приобретения автомобиля. Как правило, в них продаются не только сами автомобили, но и широкий ассортимент автозапчастей, вспомогательных товаров и услуг. Подобные торговые площадки есть во всем мире. Автомобильный торговый центр «Москва», открытие которого состоялось в ноябре 2004 г., стал первым в России и крупнейшим в Европе гипермаркетом для демонстрации и продажи автомобилей ведущих мировых производителей, представленных одновременно в одном месте. Требования, предъявляемые к автомобильному гипермаркету такого класса— создание всех условий, в том числе климатических, для обеспечения комфорта покупателей во время выбора и покупки ими автомобилей. На шести этажах комплекса общей площадью 130 тыс. м2 разместились постоянно действующие экспозиции дилеров, в которых можно не только приобрести автомобиль, но и увидеть выставочные образцы: концепткары, прототипы, тюнинговые и классические модели. Помимо автомобильных салонов, в «Москве» более 500 магазинов автоаксессуаров и запчастей, пятиуровневая автомобильная парковка, широкий ассортимент дополнительных услуг: станция автосервиса, офисы банков, выдающих кредиты на покупку автомобилей, шиномонтаж и ателье тюнинга, рестораны и кафе для отдыха посетителей. Кроме оригинального архитектурнопланировочного решения, удобного для покупателей местонахождения (пересечение Каширского шоссе и Шипиловской улицы), хорошо подобранного ассортимента основных и сопутствующих товаров и сервисных услуг, в числе неоспоримых достоинств автогипермаркета стоит отметить высокий качественный уровень его инженерных коммуникаций, в первую очередь — системы вентиляции и кондиционирования воздуха. Создание климатической системы рассматривалось в качестве одного из важнейших условий успешной продажи автомобилей в АТЦ «Москва». В составе комплекса помещения разные по назначению (торговые зоны свободной планировки, офисы, рестораны, бутики, пункты обмена валюты и т.п.) и все они должны своевременно снабжаться свежим воздухом,а также, в зависимости от сезона, холодом или теплом. Значительная часть работ по климатизации АТЦ «Москва» выполнена компанией «Аэропроф», которая предложила внедрение энергоэффективной и долговечной системы кондиционирования воздуха общей холодопроизводительностью около 7 МВт. В основе технического решения была использована традиционная для торговых центров схема «чиллер–центральный кондиционер–фанкойлы». Миллион кубометров свежего воздуха При расчете объемов подачи свежего воздуха в торговые помещения АТЦ проектировщикам компании «Аэропроф» пришлось учитывать множество специфических особенностей объекта. Значительную площадь торгового центра занимают автомобили и автоаксессуары, при продаже которых необходимо соблюдать ряд требований: автомобили, прошедшие предпродажную подготовку, подаются на этажи в торговые залы с помощью грузовых лифтов, бензин из бензобаков автомобилей сливается, транспортировка техники по этажам производится грузовыми тележками. Приточно-вытяжная система АТЦ «Москва» обеспечивают подачу в торговые помещения, расположенные в главном здании и в здании автостоянки, 20 м3/ч свежего воздуха на человека, а в офисные помещения — около 60 м3/ч на человека. Общая производительность приточно-вытяжных установок составляет более миллиона кубических метров воздуха в час. В системе вентиляции и кондиционирования АТЦ «Москва» используются современные центральные кондиционеры (приточно-вытяжные установки) фирмы CARRIER (США). Они размещены в вентиляционных камерах на крыше здания автостоянки и связаны с обслуживаемыми помещениями автогипермаркета посредством сетей приточных и вытяжных воздуховодов. Построенная на базе центральных кондиционеров приточно-вытяжная система с небывалой для сооружений такого типа мощностью характеризуется также гарантированной надежностью и энергоэффективностью. В зимний период воздух нагревается в калориферах центральных кондиционеров, которые могут работать как в режиме полной или частичной рециркуляции, так и в стопроцентном прямоточном режиме, и рассчитаны на компенсацию тепловыхпотерь помещений АТЦ в холодный период года. Чтобы снизить энергопотребление, центральные кондиционеры оборудованы рекуператорами теплоты с промежуточным гликолевым контуром, которые позволяют регенерировать до 40 % тепла, сбрасываемого в окружающую среду с потоками вытяжного воздуха. В каждой из установленных на объекте систем рекуперации использованы два теплообменника: на вытяжке и притоке, объединенные с помощью трубопроводов, циркуляционного насоса и расширительного бака в единый контур, заполненный этиленгликолем. В теплый период года приточный воздух охлаждается в воздухоохладителях центральных кондиционеров, которые укомплектованы высокоэффективными фильтрами (G7), клапанами, смесительными камерами, секциями для обслуживания и другими элементами. Благодаря двухэтажной компоновке центральных кондиционеров CARRIER удалось разместить венткамеры на относительно небольших площадях. Толщина панелей корпусов центральных кондиционеров — 60 мм (а нестандартных — 40–50 мм), что позволяет сократить потери тепла и снизить уровень шума. Для увеличения ресурса кондиционеров крепежные элементы фильтров, теплообменных устройств выполнены из нержавеющей стали. Включение вентиляторов центральных кондиционеров осуществляется только с помощью системы мягкого пуска, что, по экспертным оценкам, увеличивает ресурс электродвигателей на 50–100 %. Акустический комфорт для покупателей АТЦ «Москва» гарантируют секции шумоглушения CARRIER. Организация температурного баланса Для удаления избыточных тепловыделений в торговых зонах АТЦ «Москва» в летний период за подшивным потолком установлены кондиционеры-доводчики (фанкойлы) канального типа в двухтрубном исполнении, оснащенные высоконапорными вентиляторами. Всего на объекте установлено около 700 фанкойлов, средняя производительность каждого из которых составляет 14–16 кВт. С их помощью температура в торговых помещениях АТЦ поддерживается на уровне 22–24°С. Каждый доводчик присоединен к локальной сети обратных и подающих воздуховодов и обслуживает свой участок торгового пространства. Управление доводчиками осуществляется из единой диспетчерской АТЦ «Москва». Диспетчервключает и отключает доводчики, меняет их холодопроизводительность в зависимости от конкретных требований или для реализации режимов оптимального энергопотребления. Секции центральных кондиционеров, охлаждающие приточный воздух, а также теплообменники фанкойлов снабжаются хладоносителем с параметрами 7–12°С. Его подготовка осуществляется шестью холодильными машинами CARRIER серии 30GX с воздушным конденсатором, которые расположены на крыше теплового пункта АТЦ и на крыше здания автостоянки. Эти машины снабжены высокоэффективными двухвинтовыми компрессорами и двумя фреоновыми контурами, за счет чего обеспечивается повышенная надежность системы кондиционирования (это важно и при проведении сервисных работ). Максимальный типоразмер машин и близость административных зданий предопределили целую серию мероприятий по снижению уровня шума: применение низкошумных вентиляторов Flying Bird (летящая птица) четвертого поколения на базе композитных материалов, установку испарителей в звукопоглощающих кожухах и т.д. С целью сокращения затрат на охлаждение зимой и в межсезонные периоды года (при температуре ниже нуля), а также с целью экономии моторесурса компрессоров, холодильные станции оборудованы системой свободного охлаждения. Ведь поступление холодного воздуха в некоторые помещения АТЦ необходимо и зимой, даже в лютые морозы. В офисах с интенсивной тепловой нагрузкой, ресторанах, а также зонах, расположенных в центральной части комплекса, режим охлаждения используется довольно часто. Система свободного охлаждения представляет собой дополнительный теплообменник, в который в холодный период года направляется промежуточный незамерзающий хладоноситель — этиленгликоль. Это позволяет исключить из технологического процесса холодильную машину и использовать холод окружающей среды. Управляемый климат Один из важнейших элементов климатической системы АТЦ «Москва» — диспетчеризация технологических параметров, выполненная на базе оборудования фирмы Satchwell (Великобритания). Ее основу составляют свободно программируемые коммуникативные контроллеры серии MN, связанные с датчиками аналоговых параметров и дискретных сигналов, электоприводами, щитами управления силового электрооборудования и компьютер системы диспетчеризации, связанный с контроллерами через сетевой интерфейс MNN-MI-100. В центральном диспетчерском пункте установлено базовое оборудование — компьютер системы диспетчеризации. Он предназначен для визуального наблюдения за технологическими процессами и съема их параметров в системах инженерного оборудования. Состояние технологических процессов отображается в графическом виде на экране дисплея, об аварийных ситуациях оповещают световые и звуковые сигналы, которые также фиксируются на принтере. Возможности системы автоматики позволили реализовать специальные алгоритмы управления центральными кондиционерами и вентиляторными доводчиками, в соответствие с которыми можно задавать и зонировать любые технологические параметры работы системы кондиционирования. Так, если помещения испытывают дефицит тепла или холода, система автоматически оптимизирует включение/выключение холодильных машин и подачу теплоносителя на устройства кондиционирования. При повреждении теплотрассы система вентиляции и кондиционирования будет автоматически переведена с прямоточного режима в режим рециркуляции, что позволит минимизировать потребление теплоты при соблюдении санитарных норм. Чтобы обеспечить гибкость системы кондиционирования, доводчики работают по зональному принципу — при помощи фасадного, этажного и зонального регулирования. Фасадное зонирование фанкойлов позволяет учесть разную тепловую нагрузку помещений гипермаркета в разное время суток. Поскольку фасад главного здания торгового центра стеклянный (площадь остекления составляет практически 100 %), его потребность в холоде напрямую зависит от солнечной радиации и инсоляции помещений (по мере движения солнца пик тепловой нагрузки перемещается по зданию). Это возмущение четко отслеживается станцией диспетчеризации и, в соответствии с требуемыми уставками, автоматически производится переключение фанкойлов: холодильнаямощность повышается именно на тех фасадах, где наблюдается максимальная тепловая нагрузка.