Plumbing. Heating. Conditioning. Energy Efficiency.

Организация учета газа потребителями

8558 0
Опубликовано в журнале СОК №10 | 2012
Rubric:
Тэги:

Нормативная база, регулирующая вопросы учета энергоносителей всегда отличалась наличием противоречий и неоднозначностей обличенных в форму законодательных актов. Авторы неоднократно говорили о необходимости внесения уточнений в правила по метрологии [1, 2]. И, тем не менее, документы написаны и утверждены, а нам остается искать пути соблюдения их требований.

 

Недавно принятые правила учета «голубого топлива», гласившие: «…Учет количества газа, подаваемого газораспределительной организацией потребителю газа, должен осуществляться по узлам учета потребителя газа…», способствовали возникновению многих неожиданных проблем. Самыми неподготовленным к подобным формулировкам оказались газораспределительные организации (ГРО), которые, по сути, и являлись Поставщиком газа конечным Потребителям.

На тот период времени это были райгазы и горгазы (позднее функцию Поставщика взяли на себя региональные участки ООО «Краснодаррегионгаз»). Вести учет газа по измерительным комплексам Потребителя было делом непростым. И в первую очередь, вовсе не из-за стремления к какому-то умышленному обману, а чаще из-за низкой квалификации кадров, занимающихся учетом как со стороны Потребителя, так (будем откровенны) и со стороны ГРО (Поставщика).

Кроме того, на пороге XXI века в нашем регионе находилось огромное количество объектов, на которых учет велся, так сказать, «на глазок» или по взаимной договоренности сторон. И было немало людей, работающих в сфере учета газа, убежденных, что это нормальная ситуация. Имели место и «частные» продажи «голубого топлива». За некоторое вознаграждения учетчик «списывал» определенные объемы газа, а лишения премиальных за «небаланс» вполне компенсировалось суммарной величиной вознаграждений.

В таких условиях актуальной оказалась задача определить основные направления при формировании системы приборного учета газа, взаиморасчетов за потребленный газ, которые позволили бы довести требования юридических и технических нормативных документов до практической реализации. Или, другими словами, в то время весьма модными, была поставлена цель «определить концепцию» создания коммерческих узлов учета расхода газа, пригодных для взаиморасчетов с конечными потребителями. Для решения вышеперечисленных проблем были сформулированы тезисы:

  • узел учета согласно требованию Правил должен принадлежать Потребителю;
  • вновь вводимые узлы учета должны быть только с полуавтоматическим измерением параметров газа (самописцы и картограммы решено было оставить в XX веке);
  • необходимо, чтобы ГРО (Поставщик) и Потребитель согласовали приборный состав измерительного комплекса на уровне проектной документации для предотвращения спорных вопросов при приемке и эксплуатации, при этом Потребители, проектные организации и другие заинтересованные лица должны иметь доступ к списку рекомендованных Поставщиком средств измерения или измерительных комплексов, и чтобы вопрос согласования проектной документации представлял собой двухстороннее сотрудничество, а не одностороннее лоббирование чьих-то коммерческих интересов;
  • процедура приемки узла учета в эксплуатацию должна обеспечивать проверку соответствия согласованного проектного решения и реализованного в «железе» измерительного комплекса, а также обеспечивать не только проверку функционирования средств измерений, но и проверку готовности персонала вводимого измерительного комплекса к эксплуатации;
  • узел учета с одной стороны должен быть надежно защищенным от несанкционированного вмешательства в его работу, а с другой — быть легко диагностируем на уровне персонала региональных представительств Поставщика газа.

Далее предстояло реализовывать эти решения на практике. Для начала отдел метрологии ООО «Краснодаррегионгаз» организовал лабораторию, в которой были собраны различные средства измерения, перспективные для применения в коммерческих узлах учета расхода газа. Естественно, чтобы сократить материальные издержки, сначала произвели анализ всего предлагаемого приборного парка, выбрав наиболее интересные образцы, а лишь потом собрали их на лабораторном стенде.

Лабораторные испытания производились не с целью проверки метрологических параметров. Приборы, внесенные в Государственный реестр, естественно, проходили целую программу испытаний при утверждении типа. Гораздо важнее было определить потребительские качества планируемых к применению средств измерений. Оценить возможности несанкционированного вмешательства, возможные эксплуатационные ошибки, необходимые мероприятия по диагностике работоспособности приборов по месту их установки.

То есть, оценить те качественные параметры средств измерений, которые выходят за рамки утвержденной методики поверки. Основываясь на результатах лабораторных экспериментов, в обиход был введен термин «измерительный комплекс в минимальной комплектации». Это некий минимальный набор аппаратных и программных средств, позволяющий производить необходимые измерения, накапливать архивные данные, получать распечатки протоколов на бумажном носителе и обеспечивать возможность дистанционного опроса через модемную связь.

Следующий большой этап работы — это организация согласования проектной документации. Как мы уже упоминали выше, этот этап стал возможен только при тесном сотрудничестве с проектными организациями. По инициативе отдела метрологии ООО «Краснодаррегионгаз» были организованы семинары для проектировщиков, в ходе проведения которых давались рекомендации по выполнению правил по метрологии и формированию в проектах минимальной комплектации измерительных комплексов, необходимой при дальнейшей эксплуатации узлов учета.

Особое внимание уделялось вопросам выбора диапазона измерения расходомеров. Анализ работы существующих узлов учета, результаты лабораторных экспериментов выявили, что работа счетчика ниже минимальной границы диапазона измерения может приводить к ощутимым потерям при учете газа. Пропагандируемый некоторыми проектировщиками метод подбора счетчика по максимальному газопотреблению объекта, с условием одновременности работы оборудования, невозможности эксплуатации одного без другого и т.п., оказался несостоятельным.

Авторы неоднократно становились свидетелями ситуации на предприятиях, спроектированных по указанному принципу, при которых малые потребители (посты газовой резки, водоподогреватели и т.п.) спокойно эксплуатировались без включения котельных, а большие счетчики уверенно показывали при этом нулевой расход газа. Показатель того, что общий язык в вопросах проектирования узлов учета расхода газа был найден, говорит тот факт, что только за последние пять лет в отделе метрологии ООО «Краснодаррегионгаз» зарегистрировано более тысячи проектов, согласованных для технической реализации. Серьезной работы потребовала организация приемки измерительных комплексов в эксплуатацию.

Был разработан «Акт соответствия измерительного комплекса требованиям нормативных документов», вобравший в себя комплекс вопросов по соответствию проектному решению (и соответственно, правилам учета газа, правилам по метрологии и др. документам). Этот Акт (в просторечии получивший название «Акт приемки из монтажа») подписывается представителями Поставщика газа, Потребителя газа (владельца узла учета) и наладочной организацией.

Только по соглашению всех трех сторон измерительный комплекс считается смонтированным правильно и допущенным к проведению пусконаладочных работ. Такой подход был обусловлен двумя причинами: во-первых, слабым участием Потребителя в работах по монтажу. Служба эксплуатации, как правило, подключается к работам на узле учета после инструктажа наладчиков по результатам пусконаладочных работ. Во-вторых, предварительная сдача из монтажа в наладку позволила упростить проверку соответствия правилам по метрологии измерительного трубопровода.

Когда газ на узел учета еще не подан, то монтаж и демонтаж счетчиков и др. измерительных приборов не является газоопасными работами, что значительно упрощает его выполнение. Сдача узла учета в эксплуатацию по результатам оконченных пусконаладочных работ производится после накопления архивов, получения распечаток протоколов, то есть, отработки тех эксплуатационных мероприятий, которые служба эксплуатации должна выполнять в дальнейшем уже без участия наладочной организации.

Причем процедуры проверки работоспособности измерительного комплекса при приемке из наладки проводятся обязательно на объекте. Проверяются нулевые значения преобразователей давления (перепада давления), сверяются величины подстановочных значений параметров газа, включаемых при появлении нештатных ситуаций. То есть, проверяется одновременно качество выполнения наладочных работ и готовность Потребителя к дальнейшей эксплуатации измерительного комплекса.

По окончании работ сторонами подписывается паспорт измерительного комплекса, содержащий весь комплект необходимых данных, программируемые параметры, константы, сроки поверки приборных средств и др. В соответствии с требованиями существующих нормативных документов, в процессе приемки измерительного комплекса в эксплуатацию участвуют и представители региональных ЦСМ.

Но, исходя из нашего опыта, методики, проверяемые ЦСМ (методики поверки средств измерений, методика проведения измерений), не исчерпывают всех вопросов, возникающих в процессе эксплуатации измерительного комплекса. Поэтому основная нагрузка по проверки работоспособности измерительного комплекса ложится на региональные представительства Поставщика газа. Для реализации последнего пункта наших тезисов пришлось также решить множество организационных вопросов.

Во-первых, было организовано периодическое обучение персонала региональных участков ООО «Краснодаррегионгаз». Во-вторых, по результатам практического опыта эксплуатации, были определены основные диагностические операции, позволяющие выявить неисправности измерительных комплексов или попытки несанкционированного вмешательства в их работу. Важным моментом в организации учета газа по данным измерительных комплексов Потребителей является сама система отчетности.

Именно работа с бумажными протоколами, оценка нештатных ситуаций, и окончательный расчет объемов, скрепленный взаимными подписями ответственных лиц, — единственно разумный вариант взаимодействия Поставщика и Потребителя. Модемная связь, дистанционный опрос вычислителей и т.п. — это лишь элемент проверочных мероприятий. Так называемая телеметрия это удобно, но как только «закрытие объемов» производят по компьютерным файлам, начинаются многочисленные выяснения, споры, и даже судебные иски.

Кроме того, наш многолетний опыт показывает, что только посещение объектов, непосредственный контроль приборов позволяет избежать несанкционированных действий. Обмануть дистанционно опрашиваемый измерительный комплекс, увы, можно, и мы в этом неоднократно убеждались. Протокол, который получил сам Потребитель со своего вычислителя, остается психологически самым неоспоримым.

А что касается нештатных ситуаций и санкций по ним, то быстрота обработки протокола во многом определяется возможностями вычислителя, то есть, функциями, заложенными разработчиками. Например, наличие у вычислителя ВКГ-2 единого протокола, на котором к одному интервалу времени привязаны и измеренные (вычисленные) величины, и нештатные ситуации, позволяет быстро обработать представленную Потребителем информацию.

А всевозможные системы с раздельными протоколами и так называемыми «журналами событий» многократно увеличивают время выявления нештатных ситуаций, а зачастую на местах просто не обрабатываются из-за недостатка времени и кадров. Подводя итоги, хотелось бы сказать следующее. Благодаря усилиям огромного количества специалистов в Краснодарском крае функционирует вполне работоспособная система учета расхода газа по измерительным комплексам Потребителей.

Наработан большой опыт по применению различных расходомеров и средств измерений параметров газа. На основании этого опыта определены приоритетные приборные решения. Но в данном материале нет особого смысла устраивать полемику, что хорошо, а что плохо. Дело в том, что применение той или иной приборной базы во многом связано с тем, как организован процесс эксплуатации. Например, у нас при проверке нуля датчиков давления (или перепада давления) производят операцию регистрации, чтобы зафиксировать показания приборов на бумаге.

Распечатывают протокол регистратора, который подписывается сторонами. В регионах, где к этим процедурам относятся менее серьезно (не проводят проверки вообще, верят тому, что показал индикатор и т.п.), наш опыт и предлагаемые нами приборные решения просто не нужны. То же самое касается вопросов регистрации времени работы измерительного комплекса в период нештатных ситуаций, например, за границами диапазона измерения расходомера.

Поэтому и получается, как в народе говорят: «…что русскому хорошо, то…». Но, опять основываясь на народной мудрости про кулика и болото, мы убеждены, что десять лет назад взяли правильное направление.

Comments
  • В этой теме еще нет комментариев
Add a comment

Your name *

Your e-mail *

Your message