Plumbing. Heating. Conditioning. Energy Efficiency.

Опыт Финляндии и препятствия внедрению тепловых насосов большой мощности в России

(33) (4358)
Опубликовано в журнале СОК №3 | 2016
Rubric:
Energy saving and efficiency, Energy audit, Renewable energy
Автор:

На рынке возобновляемых источников энергии Финляндии активно внедряются и эксплуатируются тепловые насосы большой мощности. Многие российские специалисты и эксперты отрасли тепловых насосов считают (рынок у нас пока «молодой»), что и в России успешно существует и развивается сегмент мирового рынка больших тепловых насосов. К сожалению, с этим вряд ли можно согласиться, однако с каждым днём данная тема становится всё более актуальной. Подтверждением этому является и конференция «Тепловые насосы большой мощности: внедрение и эксплуатация», которая прошла в Москве и была организована журналом С.О.К. в рамках выставки Aqua-Therm Moscow 2016.

Рынок тепловых насосов в России развивается пока хаотично, до сих пор нет никаких условно общих правил игры и эффективного регулирования. При этом я ни в коем случае не говорю о государственном регулировании, так как мировая практика показывает, что подобный опыт не всегда приводит к положительным результатам, более эффективной является практика государственного стимулирования. Например, в Финляндии существует государственное стимулирование отрасли, принятие и постоянное повышение экологических нормативов в разных отраслях экономики, а также контроль их исполнения вместе с применением льгот для потребителей ВИЭ.

Отрасль регулирует себя сама, в том числе через такие общественные организации, как ассоциации — союзы участников рынка. Финская ассоциация тепловых насосов SULPU, например, поддерживает оптимальную среду для профессиональной и эффективной работы компаний в области тепловых насосов, следит за экономическим развитием и законодательством в указанной области, консультирует своих членов в вопросах профессиональной этики, в том числе путём организации встреч, конференций, обучающих курсов и т.п., создаёт общее видение и стратегию его реализации, занимается сбором и анализом статистических данных, которые потом используются как самими участниками рынка, так и правительством страны при принятии тех или иных решений для стимулирования развития этой отрасли.

В Финляндии существует государственное стимулирование отрасли, принятие и постоянное повышение экологических нормативов в разных отраслях экономики, а также контроль их исполнения вместе с применением льгот для потребителей ВИЭ. Отрасль регулирует себя сама, в том числе через такие общественные организации, как ассоциации — союзы участников рынка

Опыт Финляндии и препятствия внедрению тепловых насосов большой мощности в России . 3/2016. Фото 1

Вопрос классификации

Что такое тепловой насос малой мощности, средней и большой? Ответить на этот вопрос лучше всего мы сможем только обратившись к мировому опыту (ниже приведена в качестве примера классификация финского рынка). Классификация тепловых насосов по признаку теплопроизводительности в Финляндии такова: бытовые (от 5 до 20 кВт); средние (от 20 до 600 кВт); большие тепловые насосы (от 1 МВт и выше).

При этом важно отметить одну особенность: средние тепловые насосы, как правило, это каскадные системы или тепловые насосы, которые состоят из большого количества компрессорных блоков малой мощности. Большие же насосы имеют в своём составе как правило один компрессор (чаще всего с двухступенчатым циклом), мощность которого не меньше 1 МВт и достигает в среднем мощности 25 МВт. Более того — такие насосы тоже могут работать в каскадной системе.

Рынок тепловых насосов России имеет схожую классификацию, однако, на мой взгляд, есть отличия и даже некоторая подмена понятий: бытовые (от 5 до 20 кВт); промышленные, они же и большие тепловые насосы (до 1 МВт); большие тепловые насосы — рынка нет.

Бытовой сегмент рынка у нас довольно упорядочен, а вот сегмент средних и больших тепловых насосов (ТН) в России пребывает в «смешанном» состоянии. Отчего же это происходит? Во-первых, у нас все ТН мощностью больше 20 кВт уже называются промышленными, а некоторыми специалистами — легко-коммерческими моделями. Во-вторых, каскад насосов средней мощности часто называют большими ТН. В-третьих, внедрённые бытовые ТН на общественно значимых объектах (таких, как учреждения образования, коммерческие предприятия и др.) у нас, как ни странно, часто приравниваются к средним и даже большим.

Опыт Финляндии и препятствия внедрению тепловых насосов большой мощности в России . 3/2016. Фото 2

Ярким примером внедрения и эксплуатации ТН большой мощности в Финляндии является теплонасосная станция Katri Vala, которая располагается в скале под городом Хельсинки, где осуществляется рекуперация тепла городских сточных вод. Общая мощность станции составляет 150 МВт, из которых 90 МВт — вырабатываемое тепло, а 60 МВт — холод. Тепловая энергия этой станции покрывает до 10 % нужд центрального отопления и 40 % — центрального кондиционирования Хельсинки.

Проект реализовывался 15 лет (от стадии проектирования до стадии внедрения и начала эксплуатации). При этом инициатором проекта выступал муниципалитет вместе с ТЭК города Хельсинки и компанией Helsinki Energia. За время реализации им удалось заинтересовать почти весь крупный бизнес города и собрать 25 млн евро (именно столько было потрачено на этот уникальный проект). Важно отметить, что в этой сумме нет государственных денег и поддержки от Евросоюза, все средства — частные инвестиции бизнеса Финляндии, и именно его представители и стали потребителями энергии, вырабатываемой этой теплонасосной станцией. При этом окупаемость инвестиций именно в данном (первом) проекте такого уровня, была не очень привлекательна, так как в среднем окупаемость проекта в течение 10 лет в Финляндии считается нормой, а в случае со станцией Katri Vala она составляет 16 лет.

Другой пример внедрения ТН большой мощности переносит нас в древнюю столицу Финляндии город Турку, где располагается офис нашего финского подразделения Domap Oy. Здесь, на теплонасосной станции Kakola, мы видим ТН меньшей мощности, чем в городе Хельсинки — 42 МВт тепла и 28 МВт холода, в сумме — 70 МВт, но при этом существует программа развития и расширения мощности. Проект был выполнен в более короткие сроки: начало в 2004 году, старт и пусконаладка в 2009 году, установлены два больших тепловых насоса мощностью по 21 МВт каждый (из расчёта только выработки тепла — 42 МВт, без учёта холода).

Опыт Финляндии и препятствия внедрению тепловых насосов большой мощности в России . 3/2016. Фото 3

При этом есть интересные данные по стоимости внедрения: первый большой ТН со всеми инфраструктурными работами стоил 15,5 млн евро, а второй, установленный только спустя четыре года (в 2013-м) стоил уже 7 млн евро, так как вся подготовительная работа на тот момент была уже выполнена. Проект Kakola имеет более высокие показатели окупаемости инвестиций — всего семь лет.

Как мы видим на примере Финляндии, ни один подобный проект не направлен только на выработку тепла: мировая практика показывает, что всегда в подобных проектах используется и второй продукт любого теплового насоса — холод. Основываясь на опыте нашей группы компаний, мы давно сделали вывод, что если в основу расчётов при внедрении тепловых насосов средней и большой мощности не принимать во внимание охлаждение, то сроки окупаемости инвестиций в данные проекты увеличиваются на величину, достигающую 30 %.

Поскольку у нас в России сегменты средних и больших ТН не имеют чёткого разграничения и градации, то, возможно, читателям будет интересен наш опыт использования средних тепловых насосов в гибридных системах отопления и вентиляции многоквартирных домов Финляндии. В стране уже давно действует так называемая программа «реконструкции ветхого жилья». Прежде всего, к такому жилью в Финляндии относят неэнергоэффективные объекты, на которых очень высока стоимость гигакалории центрального отопления, и которые требуют реконструкции систем отопления и вентиляции. До того, как наш партнёр завод Kaukora Oy разработал этот продукт, в Финляндии, как и в России, существовала общепринятая классификация источников низкопотенциального тепла для геотермальных ТН. Перечислю их все — скважина, горизонтальный коллектор, грунтовая или сточная вода, водоём. После разработки и успешного внедрения к себе на предприятии (один из заводов Kaukora Oy) и в нескольких многоквартирных домах мы и все инженеры финского рынка увидели другой потенциальный источник — вентиляцию, а точнее — механическую вытяжку воздуха предприятия и многоквартирных домов. На данный момент под этот продукт принята очень большая программа, и всё большее количество ТСЖ присоединяется к данной разработке. К сожалению, повторить этот опыт в России возможно только на новых объектах строительства и предприятиях, в старых же многоквартирных домах у нас отсутствует система механической вытяжки, поэтому в этих случаях требуется дополнительные мероприятия по установке вытяжных дефлекторов и вентиляционных каналов к ним, а также по регулировке вытяжки на объекте. В Финляндии же механическая вентиляция с рекуперацией тепла вентилируемого воздуха является национальной идеей на пути к здоровью нации и энергосбережению.

Опыт Финляндии и препятствия внедрению тепловых насосов большой мощности в России . 3/2016. Фото 4

Поскольку у нас в России сегменты средних и больших ТН не имеют чёткого разграничения и градации, то, возможно, читателям будет интересен наш опыт использования средних тепловых насосов в гибридных системах отопления и вентиляции многоквартирных домов Финляндии

Подводя итог, хочу отметить вопросы, над которыми нам вместе предстоит работать на пути внедрения средних и больших ТН в России:

1. Назрела необходимость создания российской ассоциации тепловых насосов. При этом важно, чтобы она по-настоящему работала, а не служила инструментом спекуляции и наживы. Данная некоммерческая структура обязана иметь официальный статус, а теплонасосная отрасль должна быть признана государством. Допустимо, чтобы небольшие коммерческие организации имели бесплатное членство, а крупные компании (тем более производители, в том числе и зарубежные) в обязательном порядке были представлены на условиях уплаты членских взносов.

2. Необходимо внесение поправок в тарифное регулирование и повышение экологических норм на объектах недвижимости на уровне Правительства РФ.

3. Нужна классификация, сегментирование рынка в зависимости от технических характеристик оборудования, его мощности и стоимости. Улучшит ситуацию и лицензирование специалистов, занятых в сфере внедрения и эксплуатации средних и больших ТН.

4. Требуется развитие инфраструктуры городов, коммунальных сетей. ТЭК должен тесно взаимодействовать с владельцами источников низкопотенциального тепла, такими как водоканалы и другие предприятия. Для больших тепловых насосов надо развивать и инфраструктуру центрального кондиционирования.

И, конечно же, большим подспорьем станет активное участие всех нас — уже работающих на данном рынке компаний и специалистов — в деле формирования грамотного рынка, профессиональной этики, а также обеспечения высокопрофессиональных внедрений энергоэффективных и экологичных технологий.
 

Опыт Финляндии и препятствия внедрению тепловых насосов большой мощности в России . 3/2016. Фото 5

Comments
  • 27-04-2016

    Александр

    Ну вот зачем нам это все???
    ТН при существующих тарифах на газ, ЭЭ и ставках кредита НЕ ОКУПИТСЯ НИКОГДА.
    Смысл городить регламенты, льготы, просиживателей штанов.
    Здесь вам не нищий ЕС, которому деваться некуда. Ужас как больно и дорого, но хочется слезть с нашего крючка.

    Комментарий полезен?
    8 из 11 пользователей считают этот комментарий полезным
  • 27-04-2016

    Дмитрий

    Про нищий ЕС улыбнуло! А ничего, что кое-где в России электроэнергия стоит более 10 руб./кВт ч ?

    Комментарий полезен?
    10 из 11 пользователей считают этот комментарий полезным
  • 27-04-2016

    Олег

    Отношению к природе и пользованию природными ресурсами нам ещё долго можно учиться у финнов.

    Комментарий полезен?
    5 из 6 пользователей считают этот комментарий полезным
  • 27-04-2016

    Олег

    Такая ситуация в российской энергетике сложилась по причине того, что для нашего 'продвинутого' главы правительства Димы Медведева энергоэффективность -это всего лишь замена лампочек на люминесцентные..

    Комментарий полезен?
    4 из 4 пользователей считают этот комментарий полезным
  • 27-04-2016

    Nick

    А разве он что-то решает?

    Комментарий полезен?
    3 из 3 пользователей считают этот комментарий полезным
  • 27-04-2016

    д.т.н. Чаховский Владимир Михайлович

    Тормозом внедрению теплонасосной технологии (ТТ) является глубинная безграмотность экономического блока во многих сферах потребления тепловой энергии.
    Без административного ресурса в РФ на разных уровнях ТТ так и будет продвигаться в темпе черепахи.
    Требуются пробивные и мобильные управленцы -ЛПР.
    Это мое утверждение проистекает из собственного опыта внедрения теплонасосов в энергетике и секторах ЖКХ

    Комментарий полезен?
    5 из 5 пользователей считают этот комментарий полезным
  • 27-04-2016

    Nick

    Ну почему же? Даже РЖД, насколько я знаю активно занималась этой темой и даже производство собственное в Питере планировала. Причем на пушечный выстрел к проекту никого со стороны не подпускала рассчитывая видимо на хороший распил. Не знаю что теперь у них с этим проектом.

    Комментарий полезен?
    4 из 4 пользователей считают этот комментарий полезным
  • 27-04-2016

    Сергей

    Добрый день уважаемые коллеги, я соглашусь с мнением Владимира Михайловича, у нас очень хорошая страна и у нее благодаря нам большой потенциал, надо просто делать свою работу и все получится и даже благодаря этой дискуссии и площадке С-О-К мы уже поднимаем уровень грамотности не только экономического блока, но и занимаеся самообразованием, сверяем часы! Рад что наша статья вызвала эту дискуссию!

    Комментарий полезен?
    5 из 5 пользователей считают этот комментарий полезным
  • 28-04-2016

    Александр

    'Тормозом внедрению теплонасосной технологии (ТТ) является глубинная безграмотность экономического блока во многих сферах потребления тепловой энергии.'
    Так вот и хотелось бы увидеть, каким таким чудесным образом убыточная технология ТН, внезапно превратится во что-то нужное.
    Простой пример: отопление дома 100 кв.м. в Кемерово углем стоит 10 000.р. в сезон. ТН с грунтовым контуром 10 кВт обойдется в 300 000+ рублей. Кредитная ставка 30%. Допустим, случилось чудо и ставка упала до 10%. Таким образом обслуживание кредита будет стоить 30 000 рублей в год, что в ТРИ раза дороже существующего варианта, добавим амортизацию, эксплуатационные издержки, стоимость ЭЭ..Получим на выходе 5-10 кратный перерасход денежно-временных ресурсов в частном домохозяйстве.
    Конечно, есть узкий круг граждан готовых платить в десятеро, чтобы не носиться с углем. Опять же есть автоматические котлы с полным сервисом от загрузки малозольного топлива в бункер на несколько месяцев, до вывоза золы.

    Комментарий полезен?
    3 из 6 пользователей считают этот комментарий полезным
  • 28-04-2016

    Сергей

    Александр, прежде всего, для установки теплового насоса нужна экономическая целесообразность и тут я с вами абсолютно согласен, но никто из нас на данном этапе развития этой технологии в РФ и не говорит о повсеместном внедрении (хотя все хотим этого), но поверьте существует огромное количество объектов, где внедрение тепловых насосов позволило бы сэкономить миллиарды рублей и более того, ещё и достаточно быстро окупится!

    Комментарий полезен?
    5 из 5 пользователей считают этот комментарий полезным
  • 28-04-2016

    Александр

    Ну так если окупится, Вам и карты в руки. Для чего Вам государство в любом лице. Рекламируйте и рубите капусту.

    Комментарий полезен?
    2 из 5 пользователей считают этот комментарий полезным
  • 29-04-2016

    Сергей

    Александр, один пример из практики, когда мы работаем с юридическими лицами и гос. структурами, то на общих основаниях мы проходим различные установленные законодательством РФ согласования и делать нам это очень трудно, т.к. официально нас почти нет. Есть и много много других вопросов, которые не решить без государстенного стимулирования, в том числе и на нормотворчесокм уровне.

    Комментарий полезен?
    4 из 4 пользователей считают этот комментарий полезным
  • 29-04-2016

    Александр

    1.Я как часть этого самого государства НЕ ХОЧУ никого стимулировать. Нормотворчеством занимайтесь через НКО и подключайте лоббистов в лице депутатов. Любое стимулирование суть 'приватизация прибыли и обобществление убытков'.
    2. А на каких кроме общих условиях вам хочется участвовать в тендерах? Не понятно!
    3. Фразы типа 'много много' смешат.
    Сформулируйте конкретные статьи в конкретные законы и подзаконные акты. А для начала поймите логику и практику прохождения проектов через недра думы и совета федерации.

    Комментарий полезен?
    1 из 4 пользователей считают этот комментарий полезным
  • 29-04-2016

    Александр

    !!! работайте на общих условиях. Доказывайте эффективность. Вам НИКТО не мешает.

    Комментарий полезен?
    1 из 4 пользователей считают этот комментарий полезным
  • 29-04-2016

    Сергей

    Спасибо Александр, именно этим мы и занимаемся, и каждый из нас делает свой посильный вклад, спасибо СОК, за возможность быть услышанными!

    Комментарий полезен?
    3 из 3 пользователей считают этот комментарий полезным
  • 29-04-2016

    Nick

    Не соглашусь с Александром который утверждает, что 'Любое стимулирование суть «приватизация прибыли и обобществление убытков». Во всем цивилизованном мире существуют программы стимулирования даже для целых отраслей экономики. Может поэтому у них все все так плохо, а мы в шоколаде?)) Вопрос окупаемости иногда должен быть вторичен, так как некоторые технологии для своей окупаемости должны быть достаточно распространены, а не быть экзотикой. Окупаемость тех же грунтовых тепловых насосов очень сильно зависит от технологий бурения, так как они составляют значительную часть расходов на внедрение. И чем больше их будет внедряться тем совершенней и дешевле будет бурение. Хотя умом Россию не понять - у нас может все быть и наоборот...

    Комментарий полезен?
    1 из 1 пользователей считают этот комментарий полезным
  • 30-04-2016

    Александр

    Внезапно появился свежий доклад некоего Трампа о состоянии дел во ВСЕМ ЦИВИЛИЗОВАННОМ МИРЕ.
    'Наша политика — это абсолютная, полная катастрофа. Нет ни концепции, ни цели, ни направления, ни стратегии.'
    'Гражданская война, религиозный фанатизм, тысячи загубленных американских жизней и триллионы долларов — все это мы получили в итоге. '
    'Президент Обама ослабил наши вооруженные силы, ослабив нашу экономику. Он ослабил страну посредством ненужных трат, огромного долга, медленного роста, гигантского торгового дефицита и открытых границ. Отрицательное торговое сальдо нашей промышленности уже приближается к триллиону долларов. Мы перестраиваем другие страны, ослабляя нашу собственную. Если мы положим конец краже американских рабочих мест, это даст нам те ресурсы, которые необходимы для восстановления нашей армии и укрепления нашей финансовой независимости и мощи. '
    и т. д. и т. п.
    http://inosmi.ru/politic/20160429/236365685.html

    Комментарий полезен?
    1 из 5 пользователей считают этот комментарий полезным
  • 30-04-2016

    Александр

    В продолжение темы про ВСЕ В ШОКОЛАДЕ и ЗАЧЕМ подпиндосникам все 'это интересное'.
    За этот же период времени доля России в общемировом ВВП увеличилась на 23% — с 1,32% в 1999 году до 1,6% в 2015-м. Между тем, доля США, Британии, Франции, Германии и Италии в общемировом ВВП за это же время уменьшилась на 10%, 11%, 19%, 20% и 32%, соответственно.
    http://inosmi.ru/social/20160429/236369904.html
    3. PS. !!! работайте на общих условиях. Доказывайте эффективность. Вам НИКТО не мешает. Но если ваше решение с ТН не выдерживает конкуренции в рамках ТЭО. То кого винить? Есть вариант..поскакать. Небратья уверены, что помогает избавиться от грустных мыслей.

    Комментарий полезен?
    1 из 5 пользователей считают этот комментарий полезным
  • 30-04-2016

    Nick

    У Александра видимо эйфория по поводу экономических достижений нашей страны в последнее время, которую он на радостях подкрепляет абсентом)) Забыл он правда вставить цитату из пролога той же подзаборной статейки, где описана очень оригинальная методика сравнения мощи государств по энергопотреблению и численности армии (слава Богу не кол-во валенок на душу населения):

    'В перспективе Россию ожидает ряд долговременных проблем, в частности, устаревшая и неэффективная экономическая модель, низкое качество государственного управления, всепроникающая коррупция, демографическая неустойчивость, нестабильность в соседних странах и угроза сепаратизма в самой России.'

    Комментарий полезен?
    2 из 3 пользователей считают этот комментарий полезным
  • 30-04-2016

    Сергей

    Nick, полностью с вами согласен!

    Комментарий полезен?
    1 из 2 пользователей считают этот комментарий полезным
  • 30-04-2016

    Александр

    Опишите устаревшесть и неэффективность экономической модели, и всепроникающую коррупцию на конкретных примерах.
    Вот у меня есть пара примеров. Камерон с досье. Дас Ауто с дизелем. Убыточные ветропарки севера ермании, которые работают втрое меньше парадных реляций при открытии.

    Комментарий полезен?
    1 из 5 пользователей считают этот комментарий полезным
  • 30-04-2016

    Nick

    Это же из вашей статьи цитата. Вот вы и опишите.

    Комментарий полезен?
    2 из 2 пользователей считают этот комментарий полезным
  • 01-05-2016

    Александр

    Спасибо. Как и ожидалось аргументов нет.
    Кредо: Просто хочу халявного бабла. А заказчики 'этого интересного' пусть потом ... разгребают. От меня им приз- лопата! и барабан!

    Комментарий полезен?
    1 из 5 пользователей считают этот комментарий полезным
  • 01-05-2016

    Александр

    'В Финляндии же механическая вентиляция с рекуперацией тепла вентилируемого воздуха является национальной идеей на пути к здоровью нации.'
    Эпическая бредятина.
    Какая связь между здоровьем и рекуперацией? Вот развитие легионеллы и прочих бактерий в системах принудительной вентиляции - достоверный факт.

    Комментарий полезен?
    0 из 4 пользователей считают этот комментарий полезным
  • 01-05-2016

    Александр

    'Проект реализовывался 15 лет (от стадии проектирования до стадии внедрения и начала эксплуатации). .. окупаемость проекта ..16 лет.'
    Я плачу навзрыд: 'Спасибо! Не н-нада-А!'

    Комментарий полезен?
    0 из 4 пользователей считают этот комментарий полезным
  • 01-05-2016

    Сергей

    Александр, с праздником вас, улыбнитесь!

    Комментарий полезен?
    5 из 5 пользователей считают этот комментарий полезным
  • 11-05-2016

    Сергей

    Александр, как ваши комментарии относятся к обсуждаемой проблематике? Вы явно не испытываете симпатии к Западу, мы все это уже поняли, у нас другая точка зрения. Если я вас чем-то задел извините, но и вас прошу уважать мою точку зрения. Нигилизма в РФ точно хватает, а вот больших тепловых насосов пока нет.

    Комментарий полезен?
    2 из 2 пользователей считают этот комментарий полезным
  • 11-05-2016

    Юрий

    Александр, а вы в Нью-Йорке или Японии бывали? Расскажите нам подробней как они там пухнут с голоду))
    Почитав вас вспоминается один известный персонаж: 'Да что тут предлагать? А то пишут, пишут… конгресс, немцы какие-то… Голова пухнет. Взять все, да и поделить!'

    Комментарий полезен?
    1 из 1 пользователей считают этот комментарий полезным
  • 16-05-2016

    Александр

    В мире нет НИ ОДНОГО РЕНТАБЕЛЬНОГО проекта генерации на ВЭС или СЭС после отмены дотаций и спецтарифа.

    Комментарий полезен?
    0 из 1 пользователей считают этот комментарий полезным
  • 16-05-2016

    Дмитрий

    Александру. Видимо, в Эмиратах не знают про убыточность СЭС. иначе бы они не строили солнечный парк с планируемым тарифом менее 3-х центов за кВт ч. Без дотаций. Это менее 1,95 руб/кВт ч на наши деньги. Хотя, конечно, все это благодаря 'небольшому количеству населения» и ОТСУТСТВИЮ промышленности'. :-)

    Комментарий полезен?
    1 из 1 пользователей считают этот комментарий полезным
  • 16-05-2016

    Дмитрий

    И еще. Александр, Вам не кажется, что дискуссия пошла уж очень офтоп: все же тема про тепловые насосы!

    Комментарий полезен?
    2 из 2 пользователей считают этот комментарий полезным
  • 16-05-2016

    Юрий

    Тяжелый случай у зрителя первого канала)) Лечится только сменой кнопки

    Комментарий полезен?
    2 из 2 пользователей считают этот комментарий полезным
  • 16-05-2016

    Дмитрий

    Александр! Внимательно вдумайтесь в мой пост еще раз: сторонний инвестор (не из эмиратов) выиграл тендер на строительство гелиопарка (уже третья очередь, за свои деньги, еще были другие жедающие). Проект окупается и дает прибыль (инвестору!!!) при тарифе МЕНЕЕ 3-х центов/кВт ч.
    И по поводу окупаемости ТН: есть в РФ много мест. где электроэнергия стоит много больше 10 руб./кВт ч. В Якутии - около 40, если не ошибаюсь. Посчитайте экономику применения ТН!

    Комментарий полезен?
    2 из 2 пользователей считают этот комментарий полезным
Add a comment

Your name *

Your e-mail *

Your message