Создание единого Каталога промышленной продукции определено рядом Федеральных законов, а именно №382-ФЗ , №488, №223-ФЗ от 18.07.2011 г. и №44-ФЗ от 05.04.2013 г. в редакции от 05 апреля 2016 по описанию объектов закупки (Федеральный закон №104-ФЗ от 05.04.2016 г., вступившего в силу с 01.07.2016) и рядом др.

Формирование Каталога (нормативно-справочной базы) промышленной продукции на основе ЕНН производится с целью формирования актуальной и достоверной информации о  производителях/поставщиках продукции, нормативной документации и продукции, описания ее технических характеристик, необходимой потребителям продукции, на различных этапах производственных циклов: проектировании, экспертизе, обеспечении торгово-закупочных процедур, комплектации объектов, строительно-монтажных работ, ремонтно-эксплуатационных нужд.

Целями создания единой ресурсной нормативно-справочной базы ТЭК являются:

• формирование единого информационного фонда нормативно-технической документации производителей продукции для компаний ТЭК;

• формирование общих стандартов описания однородных групп продукции на основе нормативных документов производителей;

• повышение оперативности и качества подготовки документов на основе описания продукции в цифровых моделях, в однозначном соответствии с первичной нормативно-технической документацией производителей;

• создание методики формирования ЕНН для промышленной продукции и закрепления ее в законодательной базе РФ;

• обеспечение участников бизнес-процессов ТЭК актуальной нормативно-справочной информацией на этапах проектирования, закупки, комплектации, проведения ремонтных и аварийных работ, подбора аналогов, при формировании учетно-отчетных документов, предоставления данных в государственные информационные системы (ГИС) и региональные сегменты ГИС.

Основанием для реализации проекта Единый номенклатурный номер для продукции промышленного назначения являются федеральные законы: № 261-ФЗ от 23.11.2009г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; № 382-ФЗ от 03.12.2011г. «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса» и др.

Анализ состояния по стандартизации и унификации данных о продукции в ТЭК показал, что в настоящее время топливно-энергетический комплекс РФ находится на стадии внедрения передовых отечественных разработок, с помощью которых в короткие сроки необходимо реализовать актуальные практические задачи для бизнеса и государства, в том числе:

• развития программ импортозамещения, в т.ч. и на основе создания нового поколения энергетической техники;

• борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией;

• повышения прозрачности госзакупок на основе стандартизации предметов закупок и создания эффективной системы мониторинга текущих ценовых показателей продукции;

• формирования единой нормативно-справочной информации о продукции и ее технических характеристиках для целей бизнес-процессов компаний ТЭК и государственных информационных систем;

• формирование единого государственного информационного фонда нормативно-технической документации отечественных производителей продукции;

• создание отраслевых справочников наилучших доступных технологий;

• создание эффективной системы отраслевого и территориального планирования, а также централизованного государственного планирования с хозяйственной самостоятельностью предприятий и организаций.

48 49

Современное развитие ТЭК неразрывно связано с внедрением новых информационных технологий, совершенствованием систем автоматизации труда, качественной обработки информации и повышением эффективности работы оборудования и персонала компаний.

В компаниях ТЭК существует объективная необходимость стандартизации и унификации описания различных групп продукции, повышения уровня и качества информационного обеспечения всей цепочки бизнес-процессов, начиная со стадии формирования проектно-сметной документации, комплектации объектов, ремонта и утилизации. В современных условиях актуальность темы также связана с реформами отраслей ТЭК направленных на снижение издержек, по информационному моделированию систем и процессов.

В соответствии с решениями Совещания Минэнерго России и компаний ТЭК №226 от 05.08.2010г. «О повышении эффективности мониторинга и реализации инвестиционных проектов в отрасли на основе разработки и внедрения единого классификатора товарной продукции и услуг и единой

нормативно-справочной системы», компании ТЭК принявшие участие в Совещании, не только высказались за создание единой нормативно-справочной информации о продукции и услугах, но и представили свои конкретные технические требования к составу и структуре информации.

Для компаний ТЭК, в настоящее время, характерен корпоративный (индивидуальный) подход к участникам рынка: проектным институтам, подрядным организациям, производителям продукции. Многие компании ТЭК, при внедрении информационных технологий, не только по субъективным,

но и по объективным причинам вынуждены ограничиваться решениями по оптимизации материально-технического обеспечения только в рамках внутренних бизнес-процессов, а в отсутствии государственных систем регулирования вынуждены создавать в корпоративных контурах управления отраслевые системы стандартизации и сертификации продукции.

Такая мера является необходимой для снижения рисков возможного закупа и поставки контрафактной и фальсифицированной продукции на объекты компаний, но для производителей и поставщиков продукции она создает дополнительные издержки, связанные с прохождением процедур сертификации для одной и той же продукции многократно в различных компаниях ТЭК.

Т.е. определение возможности допуска технических условий (ТУ) производителей для применения в конкретной компании осуществляется на основе отраслевых (корпоративных) требований, а также выбора программ и методик ее испытаний (ПМИ).

С другой стороны компании ТЭК несут дополнительные издержки по содержанию внутренних служб, требуемых для формирование единой системы сбора, обработки (описания и идентификации), учета, хранения и представления информации о продукции, регламентации принципов, правил и последовательности формирования и ведения отраслевых стандартов.

Для достоверности системы контроля, независимости экспертной оценки и отсутствия конфликтов интересов между производителями и потребителями целесообразно создание независимой системы сертификации, основанной на требованиях Федеральных законов и постановлениях Правительства Российской Федерации. Информационная модель данных о продукции, представленная в открытом доступе на сайтах, в каталогах производителей/поставщиков, не позволяет оперативно и юридически достоверно описать группы однородной продукции. Анализ представления информации на сайтах и в каталогах производителей/поставщиков продукции, выявил следующие основные проблемы:

• отсутствие единообразия в форматах описания однородной продукции различными производителями;

• отсутствие унификации в представлении (составе, перечне, обозначениях, единицах измерения и др.) технических характеристик продукции;

• невозможность автоматизированного поиска продукции, в том числе, поиска аналогов по заданным параметрам;

• недостаточность сведений, необходимых для формирования карточки полных технических характеристик продукции;

• отсутствие возможности интегрально оценить конкурентные преимущества и наилучшие технические характеристики продукции;

• отсутствие регламентов и юридической ответственности за актуализацию данных о продукции;

• отсутствие (для ряда производителей) прямой ссылки на нормативный документ, и др.

Отсутствие единого источника достоверной информации об оборудовании и материалах, актуальной ценовой информации зачастую создают разногласия между различными предприятиями и структурными подразделениями, обеспечивающими цепочку производственных процессов. Как следствие, возникают риски подготовки, недоработанной и некачественной проектно-сметной документации, и как следствие перенос этих рисков в подразделения комплектации и закупок. В этом случае, затрудняется обоснование инвестиций, увеличиваются риски закупа МТР отличающихся по техническим характеристикам от проектных, стоимость МТР значительно отличается от планируемой, возникают дополнительные издержки при хранении МТР и др. В условия отсутствии общих государственных стандартов описания продукции, компаний ТЭК вынуждены разрабатывать и использовать на практике собственные (корпоративные) методики построения информационных моделей данных о продукции, материалах, оборудовании. Таким образом, в отраслях ТЭК, начиная с середины 90-х годов, естественным путем сформировалась разнородная информационная среда, которая осложняет документооборот между участниками бизнес-процессов, увеличивает временные и финансовые затраты компаний ТЭК, производителей продукции и других участников бизнес-процессов при планировании и реализации проектов, выполнении текущих производственных программ.

Следствием такой ситуации, является:

• повышение проектных и технологических рисков;

• неэффективная организация обмена данными между участниками бизнес-процессов при реализации производственных программ компаний ТЭК;

• снижение возможностей при планировании учете и контроле, организации торгово-закупочных процедур, управления складскими остатками, подборе аналогов;

• отсутствие эффективной системы консолидации и анализа информации для целей управления проектами и их финансового обеспечения;

• большая трудоемкость формирования требуемой отчетности;

Сложившаяся ситуация привела к формированию разнородной информационной среды, что имеет различные отрицательные последствия для участников рынка ТЭК.

Как уже отмечалось, увеличиваются временные и финансовые ресурсы на обмен и обработку данных, производится многократная обработка одних и тех же данных на различных этапах бизнес-процессов и др. Не все участники производственных процессов (например, проектные институты, подрядные организации, поставщики продукции) имеют доступ к корпоративным справочникам и классификаторам МТР, которые являются активами компаний. В корпоративных справочниках и классификаторах в полном объеме отсутствует требуемая актуальная информация производителей о продукции, ее полных технических характеристиках и ценовых показателях, отсутствуют оперативные возможности по своевременной актуализации данных о продукции.

Результаты обследований и аудита корпоративных справочников и классификаторов МТР компаний ТЭК показывают, что в настоящее время существует объективная необходимость создания Единой ресурсной нормативно-справочной базы ТЭК, которая позволит всем участникам рынка ТЭК с высокой степенью достоверности консолидировать и анализировать информацию для обеспечения высокого уровня управления проектами, производством и реализацией продукции.

В соответствии с решениями Совещания Минэнерго России и компаний ТЭК №226 от 05.08.2010 г. разработан прототип Единой ресурсной нормативно-справочной базы ТЭК – гармонизированный общеотраслевой справочник товаров (Справочник), в котором заложены базовые принципы

формирования единой ресурсной базы ТЭК, в том числе Структура и состав нормативно-справочной информации о продукции. В Справочнике размещаются сведения о производителях, нормативных документах, продукции, ее технических характеристиках. По запросам потребителей ТЭК в Системе размещаются дополнительные данные (сертификаты, протоколы испытаний). Основополагающим источником информации для Справочника является нормативно-техническая документация производителя (ГОСТ, ТУ, СТТ, и др.). Юридическая ответственность сторон между

Производителем продукции – Оператором Справочника - Потребителем продукции регулируются договорными отношениями.

 

Состав основных данных ресурсной базы ТЭК на основе ЕНН (Рис 1):

• сведения о предприятии производителе продукции;

• сведения о нормативных документах, содержащие титульные данные нормативного документа (НД) и формализованную карточку нормативного документа, раскрывающую полные свойства (характеристики) продукции, выпускаемой по данному НД;

• электронную копию нормативного документа или его отдельных частей (фрагментов);

• сведения о продукции, содержащие: единый номенклатурный номер, необходимый для однозначной идентификации продукции для всех участников бизнес-процессов и наименования (обозначение) продукции в форматах, требуемых для различных групп пользователей в их работе с документами (проектно-сметная документация, планы закупок, тендерная документация, спецификации и др.);

• в соответствии с бизнес-потребностями, по запросам пользователей, электронные копии документов, содержащих дополнительную информацию о продукции (сертификаты, протоколы испытаний, прайс-листы и др.).

• нормативные документы и продукция, размещенная в Справочнике, имеют классификационные коды ОКП.

52 53Гармонизированное описание продукции (модель описания продукции) в Справочнике, соответствует требованиям современных стандартов (ИСО 15926), что позволяет обеспечить едиными справочными данными широкий круг специалистов на этапах проектирования, закупки, комплектации, проведения ремонтных и аварийных работ (подбор аналогов), при подготовке отчетности. Номенклатурной единице продукции, размещенной в Справочнике, присваивается единый номенклатурный номер (ЕНН), в настоящее время прототип ЕНН, однозначно идентифицирующий продукцию, как для потребителей, так и для производителей. Договорными отношениями предусмотрена оперативная актуализация справочных данных и внесение изменений, как по инициативе производителя продукции, так и на основе запросов потребителей.

Модель организации справочных данных о продукции приведена на рисунке 2 и включает в свой состав:

• Единый номенклатурный номер продукции;

• Краткое наименование (обозначение) продукции в соответствии с НД;

• Полное наименование продукции;

• Описание продукции (расширенное описание);

• Карточку с полными техническими характеристиками;

• Скан-копии НД или фрагментов НД;

• Дополнительную информацию о продукции (сертификаты, протоколы испытаний и др.);

• Систему классификации НД и продукции в соответствии с ОКП.

Согласованное (гармонизированное) описание продукции в соответствии с современными российскими и мировыми стандартами (ГОСТ Р ИСО 19526-2008, МЭК 61968-11 и 61970-301 и др.) позволит обеспечить выполнение различных этапов работ: проектирование, комплектация, проведение ремонтных (аварийных) работ, логистики и др., и обмен информацией между подразделениями, участвующими в бизнес-процессах с учетом современных требований к уровню информационного обеспечения.

Построение открытой информационной системы по обработке данных о продукции для ТЭК составляет основу современных CALS-технологий. Важной задачей построения этой системы является обеспечение единообразного описания данных независимо от места и времени их использования в бизнес-процессах. Структура проектной, технологической и эксплуатационной документации, форматы её представления должны быть стандартизированными. Только при этом условии возможна успешная и эффективная работа над общим проектом разных коллективов, разделённых во времени и пространстве и использующих разные CAD/CAM/CAE/ERP-системы. Одна и та же конструкторская и технологическая документация может быть использована многократно в разных проектах, и адаптирована к разным производственным условиям, что позволяет существенно сократить финансовые и временные издержки, общий цикл проектирования и производства. За счет этого достигается типизация проектной деятельности, унифицируются процессы закупок, упрощается эксплуатация объектов.

Для построения требуемой модели данных о продукции (услугах) необходимы не только современные технологические инструменты ее реализации, но и как уже было отмечено выше, главным в реализации этой модели должно стать описание данных, основанное на достоверной информации о продукции в соответствии с требованиями нормативно-технических документов (ГОСТ, ТУ и др.).

 

Выгоды потребителей продукции в компаниях ТЭК:

• Повышение качества подготовки ПСД за счет обеспечения проектных институтов едиными актуальными данными о продукции, нормативно-технических документах, текущих ценовых показателях и др.

• Сокращение издержек (временных и финансовых) при формировании текущих и годовых закупочных программ, повышение качества подготовки тендерной документации.

• Объективность и юридическая гарантия полноты и достоверности данных о нормативных документах, продукции и ее технических характеристиках, позволяющих однозначно идентифицировать продукцию на соответствие нормативным документам.

• Снижение рисков приобретения контрафактной и фальсифицированной продукции.

• Оперативная информация о новой (инновационной) продукции с новыми показателями и продукции снятой с производства.

• Простота подбора отечественных аналогов для реализации программ импортозамещения

• Оперативная возможность контроля за поставками оборудования и материалов подрядчиками СМР.

• Повышение эффективности управления проектной и закупочной деятельностью в компаниях ТЭК.

 

Выгоды производителей продукции:

• Возможность доведения информации о продукции производителя до широкого круга пользователей (компаний ТЭК, проектных институтов, служб комплектации и закупки, подрядных организаций и др.) c помощью современных web-технологий;

• Управление продажами с использованием ЕНН (единый номенклатурный номер) продукции;

• Возможность использования данных о продукции предприятия в различных документах (ПСД, спецификациях, счетах и др.) с ЕНН;

• Оперативная обратная связь с помощью Системы между производителем и потребителем;

• Возможность доступа к данным в Системе с любых электронных устройств, имеющих выход в Интернет;

• Повышение качества и снижение времени обработки данных за счет возможности интеграции Системы с корпоративными системами компаний ТЭК;

• Возможность получения аналитических отчетов об использовании (востребованности) продукции через Систему ЕНН.

• Снижение издержек производителя продукции на маркетинговые исследования рынков сбыта в отраслях ТЭК;

• Экономия на рекламу по продвижению (выводу на рынок) новой продукции (PR);

• Снижение финансовых и временных затрат на коммуникации в компаниях ТЭК (GR) и проектных институтах, выполняющих задания по проектированию объектов ТЭК;

• Повышение уровня делового взаимодействия с торговыми домами, операторами по поставке материально-технических ресурсов, подрядными и строительными организациями, за счет снижения временных затрат на рутинную обработку данных;

• Уменьшение расходов на тиражирование рекламы продукции в печатном и электронном виде;

• Снижение финансовых издержек для служб, обеспечивающих продвижение продукции.

Разработка ресурсной базы нормативно-справочной информации ТЭК, ее первоначальное наполнение и ведение базируется исключительно на взаимовыгодных потребностях участников рынка ТЭК (В2В) компаний и производителей продукции, проектных и подрядных организаций, инжиниринговых компаний и на старте проекта осуществляется без государственного финансирования.

 

Предпосылки успешной реализации проекта ЕНН

Инициаторами проекта ЕНН, начиная с 2005 г. накоплен опыт практического применения базовых вариантов методик и технологий (как внутри компаний, так и на внешних услугах) в рамках реализации государственных и корпоративных проектов, например по наращиванию мощности Балтийской трубопроводной системы 1 и 2 очереди, cтроительству трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ОАО «АК «Транснефть»), реализации проектов по капитальному строительству объектов ГК «Росатом», ОАО «Газпром», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Сибур», программе строительства Олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта и др. Практическое применение базовых вариантов методик и технологий в указанных проектах, а также создание прототипа Единой нормативно-справочной базы ТЭК положило начало созданию единого информационного

пространства, необходимого не только для обеспечения бизнес-процессов в ТЭК, но и гармонизации нормативно-справочной информации государственного и надгосударственного уровней управления, а также иным межгосударственным информационным ресурсам. Технология ведения данных в справочной системе, начиная от этапа проектирования, позволяет снизить издержки и стоимость объектов строительства и капитального ремонта в среднем 30 %, более чем в 2 раза снизить риски поставки фальсифицированной и контрафактной продукции, до 40 % времени сэкономить на подготовке и внесении изменений в спецификации оборудования, изделий и материалов, существенно сократить затраты на разработку эксплуатационной документации.

Производители продукции, разместившие свои данные в Справочнике, отмечают повышение продаж по некоторым группам продукции до 10-15%, а также сокращение времени вывода новой продукции на рынок ТЭК. Практический опыт создания и применения ресурсной нормативно-справочной базы ТЭК на основе ЕНН продукции, был рассмотрен Консультативным советом при Председателе Комитета ГД по энергетике ФС РФ и признан успешным. В феврале 2015 г., с целью развития проекта и перевода его на новый качественный уровень, при Комитете Государственной Думы по энергетике создана Экспертная секция «Стандартизация и унификация информации в ТЭК». В состав Экспертной секции вошли ведущие специалисты Росстандарт, Компаний ТЭК (Росатом, Роснефть, Российские сети, РусГидро), Национальной Ассоциации институтов Закупок, Электронной торговой площадки «Фабрикант», предприятий производителей продукции, включая заводы Республики Беларусь и Казахстана, специалисты по международному патентному праву, эксперты рынка товаров и услуг.

56 57Предложения по переводу проекта ЕНН на новый качественный статус. Основными задачами Экспертной секции является формирование законодательных инициатив по подготовке и продвижению Федерального Закона о системе ЕНН, для создания условий продвижения на рынок ТЭК отечественных производителей продукции и производителей продукции стран, входящих Евразийский экономический союз, информационная поддержка развития программ импортозамещения в ТЭК, а также отработка практических вопросов внедрения методик и технологий ЕНН для отраслей ТЭК. Реализация проекта ЕНН является основой создания эффективной системы отраслевого и территориального планирования, а также централизованного государственного планирования с хозяйственной самостоятельностью предприятий и организаций, необходимого для пропорционального развития промышленности Российской Федерации, стимулирования деятельности в сфере промышленности на основе объективного и всестороннего изучения общественных потребностей.

Общая организационная схема проекта ЕНН. В настоящее время для исполнения решений Экспертной секции «Стандартизация и унификация информации в ТЭК» создаются рабочие группы (по предназначению) для дальнейшей проработки технологии и методологии ведения ЕНН, необходимой, как для производителей, так и для потребителей (компаний ТЭК) при реализации бизнес-процессов и проведения торгово-закупочных процедур, а также реализации требований Федеральных законов от 31.12.2014 №488-ФЗ «О промышленной политике» и 03.12.2011 №382-ФЗ «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса», № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Эффективное и комплексное развитие проекта ЕНН возможно только на основе практической отработки различных направлений бизнес-процессов, реализуемых в ТЭК и при участии государственного регулятора, в роли которого может выступить РОССТАНДАРТ. Одной из основной функции РОССТАНДАРТ может являться функция ведения и актуализации Единого государственного реестра НД производителей промышленной продукции. Источником данных для Единого государственного реестра НД будет являться информация о НД и продукции с ЕНН, в обязательном порядке предоставляемая государственному регулятору (РОССТАНДАРТ) Центром (центрами) управления системой ЕНН. Управление проектом ЕНН для отраслей ТЭК может быть организовано через некоммерческое организацию (отделение «Энергетика» МАИ).