На первый взгляд подделка и оригинальное изделие кажутся идентичными по форме, цвету и функциональности, однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что изделие изделию рознь. Фальсификация продукции — проблема, на протяжении десятилетий сопровождающая немецких производителей санитарно-технического оборудования. Прогрессивные тенденции, такие как глобализация, Интернет и технические инструменты, например, 3D-принтер, способствуют появлению подделок. «Подделки не являются более выгодной по цене альтернативой оригиналу. Они являются лишь обманом, который кажется безобидным, но влечёт за собой непредсказуемые риски», — убеждён Вольфганг Бурхард, представитель инициативы Blue Responsibility.

 

Угроза экономической эффективности

«Подделки нарушают цепочку создания стоимости, — подтверждает Дирк Люккеманн из компании Schell. — Изделия разрабатывают в ходе трудоёмких процессов, они проходят продуктовые циклы и требуют реинвестирования». В этом бизнесе фальсификация продукции представляет собой серьёзную угрозу: кража идей приводит к тому, что инвестиции в исследования и разработки едва окупают себя. Уничтожение квалифицированных рабочих мест — в Германии это несколько десятков тысяч в год — ставит перед компаниями непростые задачи. «Мы исходим из того, что без большого количества плагиатов мы могли бы создавать около сотни новых рабочих мест», — поясняет Андреас Дорнбрахт из одноимённой компании. Даже если бы рабочие места можно было сохранить, экономический урон по причине фальсификации продукции связан с большими убытками — согласно исследованию консалтинговой компании Ernst & Young, проведённому в 2015 году, ущерб, наносимый немецким компаниям, составляет € 56 млрд в год.

 

Ценность оригиналов

Наряду с производителями санитарно-технического оборудования существенные риски безопасности распространяются и на продавцов, сантехников и конечных потребителей, так как подделки никогда не могут сравниться по качеству с оригинальной продукцией. «Наша продукция соприкасается с питьевой водой — ценнейшим незаменимым ресурсом. Поэтому мы придаём величайшее значение выполнению всех требований до мельчайших деталей», — говорит Кристоф Вайс из компании Neoperl. В Германии промышленные и монтажные предприятия обязаны использовать только такие материалы, которые соответствуют стандартам и тем самым гарантируют чистоту питьевой воды. Однако необходимые стандарты, требуемые в отношении материалов и красящих пигментов в такой чувствительной сфере, как снабжение питьевой водой, очень редко учитываются производителями фальсификата.

«Подделки часто содержат высокий процент вторичного металла. Латунные сплавы обнаруживают слишком много свинца, никеля и кадмия. Это может приводить к возникновению аллергических реакций и даже вызывать долгосрочные повреждения человеческих органов», — утверждает Дирк Люккеманн. Кроме того, фальсифицированная продукция способствует переносу инфекции — например, из-за отсутствия клапана обратного потока возникает угроза бактериального загрязнения всей системы питьевого водоснабжения.

Низкосортные материалы, отрицательно влияющие на качество питьевой воды, недостаточная механическая стабильность и опасность травмирования представляют не только угрозу для здоровья, но и дополнительно наносят значительный урон репутации соответствующих компаний. И, хотя дизайн и можно частично скопировать, мануфактурное качество скопировать невозможно.

 

Борьба с фальсификацией продукции

Производители санитарно-технического оборудования высоко ценят доверие своих клиентов, поэтому заботится о контроле качества продукции. Например, компания Neoperl проводит регулярные проверки на выставках и контролируют развитие рынка в Азии и особенно в Китае. В случае нарушения охранных прав по отношению к производителям, а также к поставщикам принимаются серьёзные юридические меры. Целью этих мероприятий является долгосрочное очищение рынка от подделок.

«Подозрения всегда вызывает сравнительно низкая цена», — поясняет Файт Шпак из немецкой компании MEPA. Кроме того, многие подделки можно распознать по отсутствующему знаку технического контроля. И, разумеется, по плохому качеству материала и обработки.

Однако конечному потребителю, к сожалению, это трудно определить. Если потребитель хочет быть уверенным «на сто процентов», ему остаётся только приобретать изделия через предприятия, которые закупают свою продукцию в местах специализированной оптовой торговли бытовой техникой. Естественно, что при покупке через Интернет риск приобретения подделки значительно повышается, Рис. 1. Общие потери экономик ведущих стран мира от контрафакта сообщает ресурс pointpassat.ru.