Александр Борисович, расскажите немного о себе: какое у Вас образование, как Вы построили карьеру, такие вещи всегда интересны... А.Б.: Мои родители энергетики: отец строил электростанции, мама была инженером по технике безопасности, я пошел по их пути и закончил инженерный факультет Московского энергетического института. Женился, и, как говорят, «денег стало не хватать» — пришлось из государственного проектного института переходить в коммерческую структуру. Волей случая меня пригласили в компанию «Акватория Тепла», где я начинал работать менеджером и проделал путь до генерального директора. «Нарисуйте», пожалуйста, краткий портрет компании «Акватория Тепла». А.Б.: Мы специализируемся на оптовых продажах, и 90 процентов нашей деятельности зависит от них. Сегодня у нас более 3000 клиентов по всей стране, шесть филиалов со своими складами и сотрудниками; в 2009 году планируем открыть еще четыре филиала в нашей стране. Как работают Инженерный центр, Проектный отдел в составе компании «Акватория Тепла»? А.Б.: Коммерсанты ищут объекты; из розничного магазина частные лица направляют к проектировщикам. Монтаж, согласно всем этим проектам, выполняется в оговоренные сроки, с подписанием всех необходимых юридических документов. Стараемся удовлетворить заказчика своим качеством, своей работой, — а как иначе? Как обстоит дело с сервисным и гарантийным обслуживанием в Вашей компании? А.Б.: Мы оказываем всю сервисную поддержку товара, который продаем, во всех регионах, сами проектируем и сами монтируем оборудование, в котором заинтересован заказчик. Также у нас есть розничный магазин. В основном, это отопительная техника: настенные и напольные котлы, все необходимое для полного перечня систем отопления. Вообще, говоря о котельном оборудовании — без сервиса, пусконаладки не продается ничего. Мы проводим огромное количество семинаров, как внутри своих филиалов, в своем офисе, так и привлекаем к этому монтажников, со многими газовыми трестами по России, проводим обучение на их базе, снимаем помещения, где обучаем людей. Так что сервис у нас полноценный. Насколько сегодня велик спрос на готовые системы отопления? А.Б.: Мы начали заниматься своим монтажом систем отопления год назад, и сейчас практически каждый день приходят новые заказчики. У нас три бригады, плюс бригады, которые работают по субподряду, и вплоть до наступления нового, 2009 года, мы сдавали объекты. Что Вы можете рассказать о поквартирном отоплении? А.Б.: В Москве «поквартирки» нет, она развивается в регионах, в настоящее время работают три производителя, которые наиболее активно выпускают предназначенные для «поквартирки» настенные котлы — это компании Vaillant, Baxi, Ariston. У нас тоже есть ниша в поквартирном сегменте, однако большая его часть занята вышеназванными производителями. Это неслучайно, ведь в поквартирном строительстве очень важна цена. Есть бюджетные варианты, бюджетные деньги, стоимость комплекта отопления играет существенную роль. Например, стоимость «настенника» Ariston доходит 12 600 руб. за котел, — это большие объекты, Белгород, примерно 6000 единиц. За такие объекты они борются. Наши объекты — это монтажники, мы, конечно, имеем какие-то тендеры, но даже 200 котлов — это хороший результат. В Москву (в центральный регион) «поквартирка» придет едва ли, потому что наша система отопления была спроектирована центральным способом. В Подмосковье со строительством коттеджей — да, актуален настенный котел, когда дом среднего размера, напольный — если площадь дома превышает 300 квадратных метров. В Москве не видно перспектив. Кроме «поквартирки», каковы другие перспективные направления? А.Б.: Дорогостоящее диковинное оборудование… Все начинают экономить углеводы, все дорожает, не думаю, что в ближайшие два-три года тепловые насосы займут какую-то свою долю рынка. Конденсационные котлы — да, становятся понемногу актуальными, объемы их продаж растут и будут расти в 2009 году. Котлы, радиаторы — вот где стабильность. Я не думаю, что рынок будет активно расти в последующем, скорее зафиксируются показатели, достигнутые в 2008 году, а если и пойдет прирост, то небольшой, в первую очередь в сегменте настенных котлов, в том числе для применения в поквартирном отоплении. Расскажите о какой-либо новинке, предлагаемой Вашей компанией в настоящее время? А.Б.: В данный момент мы предлагаем новый настенный котел Тermica. У этого продукта хорошие перспективы, однако для этого многое нужно сделать: наладить сервис, сбыт, все регламенты, которые присутствуют в этом деле. Котел Тermica характеризуется хорошим качеством и интересной ценой. Мы проводили в нашем инженерном центре самые серьезные испытания этого котла, много работали совместно с производителем по качеству и теперь знаем, что оно всегда будет на стабильно высоком уровне. Итоговый тест-драйв котел прошел успешно. Кроме того, в настоящее время мы ведем переговоры с нашим поставщиком электробытовой техники, компанией Volkstechnik, о поставках совершенно новых моделей электрических конвекторов, которые разработаны также и с учетом пожеланий наших инженеров. Мы знаем, сейчас Вы осваиваете новое для компании направление — системы вентиляции и кондиционирования… А.Б.: Да. Этот рынок достаточно тяжелый, мы делаем только первые шаги. Мы понимаем, что на этот рынок очень трудно войти, потому что конкуренция гораздо сильнее, чем на отопительном рынке, однако мы не пасуем перед трудностями и считаем, что у нас есть все необходимое для успеха. Мы уже завезли климатическое оборудование и начали продажи. Александр Борисович, скажите, каким образом затронул нынешний экономический кризис Вашу компанию? А.Б.: К сожалению, наверное, никто не скажет, где дно этого кризиса, к счастью, мы не работали (или не так плотно работали) с инвестиционными строительными компаниями — именно те, кто работали с такими компаниями, пострадали в наибольшей степени, со многими заказчики просто не расплатились, у многих долги перед партнерами. Нас, к счастью, такая ситуация миновала, потому что в основном наш канал сбыта — монтажники и торговые структуры. Да, у нас на данный момент все хорошо, но, повторяю, где у кризиса дно, никто не скажет… К сожалению, из регионов поступает информация о том, что продающие структуры ощущают падение спроса, у многих клиентов 50-процент-ное падение, в розничных, региональных структурах. Но не смотря ни на что, в 2009 год мы смотрим с оптимизмом. Ваши принципы при выборе поставщиков оборудования? А.Б.: Профессионализм, добросовестность, порядочность, качество оборудования, — что немаловажно в сегодняшнее время. Потому что многие, к сожалению, не могут вернуть партнерам деньги, которые они должны за оборудование. Какие проблемы с заказчиками существуют сегодня? А.Б.: Предоставление кредитов. Мы уменьшили сроки и суммы возврата кредитов, думаю, что это общая ситуация, потому что кризис начинается и в Москве, и в регионах, к сожалению, многие, кто работали со строительными компаниями, не увидели денег за отгруженное оборудование. Конечно, существуют старые клиенты, с которыми мы работаем больше десяти лет, и решаем каждую ситуацию в отдельности. Расскажите о коллективе «Акватории Тепла». А.Б.: В общей сложности наш коллектив — это 180 человек, в центральном офисе работают 65 человек. Кстати, можно отметить, что если еще два месяца назад мы испытывали большую нужду в кадрах, нам нужно было закрыть несколько важных позиций, проблема кадров была одной из самых серьезных, то с приходом кризиса некоторые вакансии закрылись, от некоторых вакансий мы просто отказались. В нашей компании пока не происходит никаких сокращений, кадров появилось достаточно много, мы довольны нашими специалистами. Мы рады за Вас и желаем дальнейших успехов.