Первую мультизональную систему кондиционирования, получившую название КХ, компания Mitsubishi Heavy Industries представила в 1996 г. В оборудовании применялись передовые на тот момент технические решения, такие как полное инверторное управление компрессором, что вкупе с разумными ценами позволило Mitsubishi Heavy Industries занять заметную долю рынка VRFсистем. Кстати, большое количество систем KX первого поколения работают по сей день. И это несмотря на то, что с момента их запуска в эксплуатацию прошло около 10 лет. В 2000 г. на климатическом рынке появилась система KX второго поколения (KX2). По сравнению с системой предыдущего поколения, она обладала рядом усовершенствований, среди которых — повышенная надежность и защищенность. Кроме того, появилась возможность «набирать» наружные блоки из отдельных модулей, получая таким образом блоки большой мощности (до 112 кВт). Это позволяло упростить монтаж за счет уменьшения количества трубопроводов прокладываемых трасс хладагента. Немаловажной стала и возможность замены наружных блоков систем первого поколения на новые второго поколения без замены внутренних. Система KX2 пользовалась заслуженной популярностью на протяжении всего своего жизненного цикла, и даже сейчас продолжаются ее активные продажи, несмотря на то, что последний блок KX2 сошел с конвейера в июне 2007 г. Система КХ4, представленная Mitsubishi Heavy Industries в 2005 г., уже работала на новом озонобезопасном фреоне R410A и содержала ряд принципиальных новшеств. Во-первых, произошел возврат к полностью инверторной схеме управления компрессорами, обладавшими на сей раз двигателями постоянного тока. Таким образом, удалось добиться высокой надежности и экономичности системы. В конструкцию холодильного контура было введено большое количество защитных устройств (датчики высокого и низкого давления, отделитель жидкости большого объема и т.д.). Количество одновременно контролируемых параметров достигло 77! Это позволило сгладить ущерб даже от достаточно грубых ошибок при монтаже и эксплуатации, о чем говорит и статистика отказов, процент которых по отношению к общему количеству проданных и смонтированных систем составляет исчезающе малую величину. Нововведения коснулись и системы управления. Специально для использования в качестве связующей линии между блоками оборудования была разработана универсальная шина обмена данными Superlink, а также шлюзы для включения ее в различные системы управления зданием типа BACNet и LonWorks. Появилась возможность организации центрального управления и диспетчеризации при помощи персонального компьютера или интерактивной центральной консоли. Технические решения, использованные при разработке KX4, оказались настолько удачными и современными, что остаются актуальными и сегодня. Поэтому промышленные системы кондиционирования нового поколения КХ6, поступившие в продажу в 2008 г., можно назвать скорее эволюционными, нежели революционными. Но изменения, тем не менее, достаточно существенны. Их можно разделить на несколько категорий. 1. Изменения, касающиеся модельной линейки Во-первых, в модельном ряду KX впервые появились наружные блоки малой мощности (от 11,5 до 16 кВт), предназначенные для построения так называемых mini-VRF-систем (рис. 1). Оборудование является оптимальным решением для кондиционирования больших квартир, коттеджей и т.д. При этом внутренние блоки универсальны. То есть, в отличие от систем конкурентов, подходят и для «больших» VRF-систем, а это позволяет более гибко подходить к проектированию оборудования, выбирая внутренние блоки из большего количества типов (рис. 2). Кроме того, опять же в отличие от систем конкурентов, расширительные клапаны встроены во внутренние блоки, что упрощает монтаж. Во-вторых, существенно изменился дизайн самых распространенных внутренних блоков — настенных. Теперь он совпадает с дизайном бытовых кондиционеров MHI самой дорогой и элитной серии ZGX (рис. 3). Это важно, поскольку mini-VRF позиционируются как системы кондиционирования для элитного жилья, где дизайн и внешний вид кондиционера имеет существенное значение. В-третьих, в ряду внутренних блоков появились новые ультратонкие (180 мм) низконапорные канальные модели (рис. 4). Такие блоки можно установить в зданиях с множеством помещений небольшой площади, например, в номерах гостиниц или офисах. 2. Изменения, касающиеся монтажа и пусконаладки Во-первых, это система автоматической дозаправки необходимого количества хладагента. Это существенно снижает трудоемкость монтажа системы — для дозаправки не требуется проводить никаких расчетов с риском ошибиться. Во-вторых, это доработанная система автоматической адресации блоков. Система автоматической адресации была и в системе KX4, но пользоваться ей в сложных случаях, например, в случае нескольких наружных блоков в одной системе Superlink, не рекомендовалось, могли возникнуть ошибки. Новая система автоматической адресации снимает эти ограничения. В-третьих — проводные пульты ДУ теперь подключаются к внутренним блокам двухжильным неполярным кабелем. Это несколько снижает стоимость расходных материалов и уменьшает трудоемкость монтажа. Ранее использовался трехжильный кабель, причем необходимо было строго соблюдать порядок подключения клемм X, Y, Z. В-четвертых, это новый режим самотестирования перед первым запуском, когда система проводит тестирование правильности подключений, работоспособности расширительных клапанов и т.д. Только после этого происходит запуск компрессоров. В случае обнаружения каких-либо ошибок или неисправностей о них сообщается. 3. Конструктивные изменения, изменения массогабаритных характеристик Так, наружные блоки малой мощности (11,2– 16,0 кВт) стали одновентиляторными (за счет уменьшения размеров компрессора и применения теплообменника более компактной конструкции). Объем блоков уменьшился на 35 %, масса снизилась на 40 %, что сокращает затраты на транспортировку и упрощает монтаж. В больших наружных модулях (22,4–136 кВт) также произошли значительные изменения: увеличена общая длина трубопровода хладагента до 1000 м, а также расстояние между первым разветвителем фреоновой магистрали и самым удаленным внутренним блоком с 40 до 90 м. Это значительно упростит проектирование и реализацию больших объектов. Сумма индексов холодопроизводительности подключаемых внутренних блоков увеличилась с 130 до 200 % от холодопроизводительности наружного (не для всех наружных блоков). Изменился тип применяемого компрессора со спирального на двухроторный с векторным управлением (в моделях 11,5–16 кВт). Такой компрессор позволяет более эффективно использовать рабочий объем, имеет меньшую массу и габариты, чем спиральный аналогичной мощности. В больших наружных блоках также применяются новые компрессоры с улучшенными характеристиками по энергосбережению. 4. Изменения, касающиеся системы управления Во-первых, это новая версия шины Superlink, использующейся для объединения элементов системы (рис. 5). Теперь одна система Superlink может объединять до 64 внутренних (ранее 48) и до 16 наружных (ранее 12) блоков. Во-вторых, новая версия проводного пульта управления. Новый пульт использует неполярный двухжильный кабель для подключения к внутреннему блоку и имеет улучшенный ЖК-дисплей, вмещающий большее количество информации. Появилась возможность установки температуры с шагом 0,5 °С. Обновилась и центральная консоль SLA-2, которая теперь имеет более современный дизайн и улучшенную эргономику. Кроме того, консоль обладает функцией недельного таймера, что снимает необходимость использования отдельного устройства. Новая версия протокола Superlink накладывает определенные ограничения на обратную совместимость между блоками системы прошлого поколения и новыми. Так, наружные блоки КХ6 малой мощности (11,5–16 кВт) могут работать только с новой версией протокола, что исключает возможность работы их с внутренними блоками КХ4. Блоки же большей мощности могут работать как со старой, так и с новой версией протокола Superlink, поэтому на совместимость их со старыми внутренними блоками никаких ограничений нет. Следует, однако, понимать, что в случае присутствия в шине Superlink хотя бы одного блока КХ4 вся система переключается на старую версию и начинают действовать ограничения старой версии протокола (уменьшается максимальное количество блоков и т.д.). Таким образом, функциональные возможности и технические характеристики новой мультизональной системы КХ 6 от Mitsubishi Heavy Industries оптимально соответствуют современным требованиям, предъявляемым к климатическому оборудованию для бытового и промышленного кондиционирования. ❏