Центробежный компрессор — открытого исполнения — с жестким соединением с двигателем. Благодаря такому решению гарантирована его надежность и долговечность. Используемые теплообменники — затопленного типа, хладагентом, проходящим через кожухи испарителя конденсатора водой в трубах. Приводной двигатель открытого исполнения, на базе которого реализованы агрегаты серии YK, более экономичен, чем двигатель с охлаждением хладагентом. В данной конфигурации холодильных машин использован озонобезопасный хладагент R134a. Поскольку электрическая мощность, потребляемая холодильными машинами, значительна, их электроснабжение осуществляется при напряжении 10 кВ. Весь производимый холодоноситель (вода 6–12°С) направляется к секциям охлаждения приточных установок, где приточный воздух охлаждается до температуры +14°С. Расчетная температура наружного воздуха в летнее время составляет +28,5°С (при температуре наружного воздуха ниже +14°С холодильная станция не работает). Одна из особенностей данного холодильного центра — использование «мокрых» градирен открытого типа для охлаждения теплоносителя холодильной машины (в проекте ТК «МОСКВА» предусмотрена обычная водопроводная вода). Применение «мокрых» охладителей обусловлено значительно более интенсивным процессом теплообмена по сравнению с «сухими», что позволило существенно снизить количество градирен и занимаемую ими площадь. Использование «сухих» охладителей при высокой мощности вообще экономически нецелесообразно, а в условиях данного объекта было невозможным еще и из-за отсутствия необходимого места. Однако при установке «мокрых» охладителей приходится мириться с их более сложной эксплуатацией. Основные проблемы — унос и испарение влаги, что приводит к потерям воды в системе и повышению концентрации соли в воде. Таким образом, при проектировании необходимо было предусмотреть автоматическое восполнение объема воды и периодическую полную ее смену в системе во избежание превышения допустимой концентрации соли. Всего на кровле ТК «МОСКВА» установлено восемь «мокрых» градирен каждая производительностью 2050 кВт — по четыре на холодильную машину. Это отечественные градирни ГРД-350 производства НПО «Тепломаш». Расчетный перепад температуры воды на градирнях составляет 6°С. Количество одновременно работающих градирен меняется в зависимости от нагрузки холодильных машин исходя из условия поддержания постоянного перепада температуры воды, что обеспечивает значительную экономию электроэнергии. Следующий сложный момент, с которым столкнулись проектировщики — насосная группа. Как во внешнем, так и во внутреннем контурах применены насосы фирмы GRUNDFOS. Во внутреннем контуре установлены три насоса (два рабочих и один резервный) NK 250-400, во внешнем — насосы NK 300-360. Мощность электродвигателей всех насосов одинакова и составляет 132 кВт. Как известно, при использовании насосов высокой мощности существует повышенная вероятность возникновения эффекта кавитации — быстрого образования и разрушения миллионов мельчайших пузырьков пара, что приводит к повышенному износу лопастей насоса и может вызвать их поломку. Во избежание этого необходимо поддерживать определенный постоянный уровень давления на подающем трубопроводе насосной группы, так называемый «кавитационный запас давления». В данном случае проблема была решена посредством установки бака оборотной воды на участке между градирней и насосами. Нормальный уровень воды в баке при остановленной системе составляет примерно 4 м. Существуют две основные причины, по которым может снижаться уровень воды в баке. Первая, как уже было отмечено выше, — это значительный унос воды в градирнях. Потери воды за счет уноса в градирнях открытого типа могут быть достаточно велики, так как они оборудованы вентиляторами. Вторая причина снижения уровня воды проявляется при запуске системы: в остановленной системе трубопроводы, находящиеся выше текущего уровня воды в баке, не заполнены водой. Соответственно, при включении системы охлаждения холодильных машин она начинает наполняться, при этом уровень воды в баке падает до 2,5 м. После выхода на нормальный рабочий режим этот уровень поддерживается автоматически при помощи клапана подпитки и контролируется датчиком давления, установленным на трубопроводе между баком и насосной группой. Автоматизация оборудования холодильного центра выполнена на базе оборудования JOHNSON CONTROLS (Германия). Система автоматики включает в себя контроллер, датчики давления и температуры, клапаны подпитки и предназначена для обеспечения следующих функций: ❏управление холодильными машинами (включение одной или двух холодильных машин в зависимости от нагрузки); ❏управление циркуляционными насосами (запуск, ввод резервного насоса, периодическое переключение рабочего и резервного насосов с целью обеспечения равномерного износа); ❏поддержание заданной температуры конденсации фреона (за счет включения необходимого количества градирен); ❏поддержание заданного уровня в баке оборотной воды; ❏контроль состояния холодильных машин и насосов; ❏контроль температуры и давления воды в заданных точках. Отдельная система кондиционирования действует в расположенном на территории «Москвы» боулинг-центре «Шары и кегли». Это связано с тем, что он был сдан в эксплуатацию раньше основного комплекса. Общая площадь боулинг-центра 3500 м2, он представлен 20 дорожками для боулинга, 18 бильярдными столами, игровыми автоматами, дискотекой, барами и детским развлекательным центром. Специалистами «ЭРКОН-инжиниринг» была предложена к установке холодильная машина YORK мощностью 450 кВт с воздушным охлаждением конденсатора, а также системы кондиционирования DAIKIN и увлажнители воздуха в системах вентиляции. Таким образом, в боулинг-центре также обеспечено круглогодичное точное поддержание температуры и влажности внутреннего воздуха. Холодильный центр был сдан в эксплуатацию в 2003 г. и уже сейчас можно сделать вывод о том, что система работает «на отлично», никаких нареканий ни к оборудованию, ни к качеству проектно-монтажных работ нет.