Гидрофторуглеродами (англ. hydrofluorocarbon — HFC) называют галогенизированный углеводород, содержащий фтор, водород и углерод. В настоящее время ГФУ являются причиной 2 % парниковых выбросов в Европе, и их вклад в изменение климата быстро растет. Одобренный ЕС Регламент по Ф-газам предполагает ограничение объема ГФУ, доступного для оборота на европейском рынке, и существенное сокращение этого объема в будущем.

К 2030 году объем ГФУ на рынке предлагается довести до 21 % от текущего уровня. Другими словами в 2030 году в ЕС намерены сократить потребление ГФУ на 79 %. Кроме того, с 2022 года в ЕС предлагается запретить использование ГФУ в новом оборудовании нескольких видов, главным образом коммерческого назначения. Также согласно регламенту с 2020 года ГФУ с потенциалом глобального потепления (ПГП), равным или превышающим 2500, не смогут применяться при ремонте и обслуживании холодильного оборудования.

Вместо ожидавшегося запрета на заправленное оборудование документ предписывает создание системы слежения за импортом и экспортом ГФУ, находящихся в предварительно заправленных устройствах. Агентство экологических расследований (EIA), штаб-квартира которого расположена в Лондоне, а также Европейское бюро по окружающей среде (EEB), базирующееся в Брюсселе, заявили об одобрении нового регламента, расценив его как впечатляющую победу в затяжной борьбе с изменением климата.

Вместе с тем было высказано разочарование тем, что в ходе долгих переговоров не удалось сделать запреты более строгими, а их вступление в силу более скорым. Клэр Перри, возглавляющая глобальную кампанию по защите окружающей среды, организованную EIA, заявила: «Естественно, мы бы предпочли, чтобы в документе было больше запретов и меньше лазеек, так как это эффективнее способствовало бы предотвращению парниковых выбросов. Тем не менее мы приветствуем новый регламент как начало конца эры ГФУ в Европе. По крайней мере, теперь индустрия получила недвусмысленный сигнал о том, куда дует ветер, а значит, ей пора задуматься об инвестициях в более экологичные технологии».

Исследования, проведенные в рамках подготовки нового регламента, показали, что введение запрета использования ГФУ с 2020 года с одновременным переходом на альтернативные хладагенты с равной или даже большей эффективностью способно вдвое уменьшить негативное воздействие на климат. После того, как проект регламента будет одобрен представителями государств, входящих в Европейский Союз, и формально принят Европарламентом и Советом Европы, он вступит в силу.

Конец ГФУ?

Ожидается, что использование ГФУ с ПГП, превышающим 2500, в герметичном отдельно стоящем холодильном оборудовании будет запрещено с 2020 года. С 2022 года будут запрещены газы с ПГП более 150. Кроме того, в документе остался подвергавшийся особенно жесткой критике пункт о запрете применения ГФУ с ПГП более 2500 для сервисного обслуживания.

Повышение среднего уровня температуры на Земле принесет весьма негативные последствия

Этот запрет вступит в силу с 2020 года, однако рециклированные и восстановленные ГФУ можно будет использовать до 2030 года. Для стимулирования внедрения систем на CO2 с 2022 года запрещается использовать ГФУ с ПГП от 150 и выше в системах централизованного охлаждения мощностью свыше 40 кВт. Исключение сделано для систем каскадного охлаждения, где ГФУ используется в качестве хладагента первичного контура.

Там допустимый предел ПГП уже 1500. Запрет на использование ГФУ с ПГП выше 2500 в стационарных холодильных системах с 2020 года не распространяется на оборудование для получения сверхнизкотемпературного холода (температур ниже –50 °C). Новые правила ставят крест на таком популярном хладагенте, как R410А: с 2025 года запрещается применение ГФУ с ПГП выше 750 в сплитсистемах для кондиционирования воздуха с заправкой менее 3 кг.

И, хотя во всех новых холодильниках, продающихся в Европе, уже используются только углеводородные хладагенты, с 2015 года регламент вводит запрет на применение ГФУ в оборудовании этого типа. В мобильных кондиционерах ГФУ запрещаются с 2020 года. Генеральный директор промышленной группы EPEE Андреа Войт приветствует введение нового регламента: «Я горжусь тем, что наша индустрия сумела проявить единство и поддержать прогрессивный и направленный на защиту окружающей среды регламент. Отказ от ГФУ подстегнет отрасль, заставит искать альтернативные, более безопасные и эффективные пути».

Озоновая «дыра» над Землей в 1999 году  (визуализация NASA)

Прогрессивный документ

Сюзанна Уильямс, отвечающая в EEB за направление «Климат и энергоэффективность», убеждена: «То, что ряд стран не хочет слушать разумные доводы и принимает сторону представителей химической промышленности и производителей ГФУ, вызывает сожаление. Тем не менее, нам удалось преодолеть их сопротивление и ввести запреты, которые будут способствовать интенсивному внедрению энергоэффективных технологий. Теперь наша задача — обеспечить эффективное применение нового регламента».