Справедливости ради, заметим, что потребность в охлаждении воздуха в холодный период года — явление нечастое, но иногда прохлада — необходимое условие нормального функционирования, особенно это касается помещений с телекоммуникационным оборудованием, серверных, помещений с интенсивным освещением или большой плотностью оборудования. Круглогодично большие тепловыделения в выставочных и спортивных залах, залах игровых автоматов, казино, боулинг-клубах и др. В некоторых технологических процессах, например при производстве пластмассовых изделий, чиллер или систему фрикулинга необходимо использовать для жидкостного охлаждения пресс-форм. Холодильные машины для подготовки охлажденной воды с опцией «фрикулинга» представлены в модельном ряду многих производителей. Для охлаждения воды в холодный период года параллельно конденсатору используется дополнительный теплообменник. Для начала процесса охлаждения необходимо переключить циркуляцию жидкости с испарителя на теплообменник и включить вентилятор конденсатора. Казалось бы, какую новую идею можно внести в давно сложившуюся схему? Тем не менее, оригинальное решение найдено, оно реализовано компанией CARRIER. Новая модель моноблочного чиллера 30RB воплотила в себе целый ряд исключительных готовых технологических решений и возможностей. Уже несколько лет на рынке пользуется заслуженной популярностью предыдущая разработка CARRIER — модель 30RA — моноблочный чиллер наружного исполнения со встроенным гидромодулем. Чиллер со спиральными компрессорами на озонобезопасном фреоне R407c отличается компактными размерами, низкими шумовыми характеристиками и интегрированным гидромодулем как стандартно установленным оборудованием. Спиральные компрессоры, специально разработанные для этой модели, имеют высокие показатели по частоте пусков/остановок, что позволяет чиллеру работать в сети холодоснабжения без бака аккумулятора. А наличие встроенного гидромодуля позволяет получить не просто холодильную машину, а целую холодильную станцию, управляемую единым контроллером. Процесс монтажа и настройки системы сокращен до минимума: достаточно подвести питание, подключить магистраль и система готова к работе. Ограничение применения этой удачной разработки CARRIER было лишь по показателю максимальной холодильной мощности — 245 кВт, что позволяло использовать ее только на относительно небольших объектах. Решив расширить возможности чиллера на основе спиральных компрессоров со встроенным гидромодулем, компания CARRIER разработала модель 30RB: 14 типоразмеров от 260 до 750 кВт. Все лучшее — готовые технические решения, компактность, встроенные гидромодули — что привлекало заказчиков и проектировщиков в модели 30RA, было воплощено и в новой серии. Полностью агрегатированный, заправленный фреоном, «готовый к употреблению» чиллер, испытанный после изготовления еще на заводе — только такой заказчику поставляется холодильная машина — гарантированно работоспособной и отрегулированной. Основными конкурентными преимуществами новой модели можно назвать: ❏ Отличные акустические характеристики. Достигаются за счет применения специального профиля лопатки с особой конструкцией крепления двигателя и сниженной частотой вращения вентиляторов конденсатора, шумоизолирующих кожухов на компрессорах. ❏ Простота и удобство в монтаже и пусконаладке. 30RB — это уже готовая холодильная станция управляемая контроллером Pro-Dialog. Встроенный в корпус чиллера гидромодуль может быть выполнен в четырех вариантах: напорным, безнапорным, с одним или двумя (рабочий/резервный) насосами. ❏ Экологичность — используется озонобезопасный азеотропный фреон R410a. ❏ Энергоэффективность — достигается за счет многоступенчатой регулировки мощности, что позволяет эффективно работать при неполных нагрузках; совершенства алгоритма подстройки под динамично изменяющуюся нагрузку и возможности использовать систему фрикулинга. В чем же заключается оригинальность, предложенного CARRIER решения фрикулинга в модели 30RB? Рассмотрим схему традиционной системы фрикулинга (рис. 1). При понижении температуры наружного воздуха, когда появляется возможность получить требуемую мощность за счет прямого охлаждения, компрессор отключается, а трехходовой клапан пускает воду через дополнительный теплообменник, установленный параллельно конденсатору. При отрицательных температурах наружного воздуха во избежание замерзания воды в тонких трубках воздушного теплообменника необходимо использовать антифризы. Такая схема имеет следующие недостатки: увеличение сопротивления гидравлического контура и мощности насоса; уменьшение энергоэффективности из-за увеличения энергопотребления вентиляторов (двойной теплообменник — двойное сопротивление движению воздуха); увеличение габаритных размеров и веса чиллера. А необходимость использовать антифризы для круглогодичной эксплуатации системы зачастую ведет к увеличению типоразмера чиллера и дополнительным затратам на гликолевые растворы. В модели 30RB применено оригинальное запатентованное решение (рис. 2). При отключенном компрессоре в качестве жидкости переносящей тепло от испарителя к конденсатору используется сжиженный фреон. Под действием разности температур он перемещается из испарителя в конденсатор в обход компрессора через открытый обратный клапан. Работа вентиляторов повышает интенсивность этого процесса. Насос, перекачивающий жидкий фреон завершает цикл. Для реализации этой схемы фрикулинга в традиционную схему холодильной машины были добавлены лишь два обратных клапана и небольшой фреоновый насос. Таким образом, обеспечены следующие преимущества перед традиционными системами: ❏ не требуется дополнительных затрат на гидравлический контур; ❏ нет эффекта снижения энергоэффективности, так как не увеличивается мощность вентиляторов; ❏ холодильная машина сохраняет прежние габариты и вес; ❏ в случае, если система фрикулинга используется только в межсезонье, до отрицательных температур наружного воздуха, возможна ее эксплуатация на воде без каких-либо потерь холодопроизводительности. В этом случае испаритель комплектуется системой защиты от замерзания. Несмотря на то, что предлагаемое в 30RB техническое решение отличается новизной, его работоспособность не вызывает сомнений. Конструктивная простота чиллера в сочетании с широким диапазоном возможностей позволяет использовать его в различных проектах. В сравнении с моделью 30RA в конструкции 30RB реализована еще одна возможность — это дополнительный теплообменник для теплоутилизации. Он позволяет получать горячую воду для бытовых нужд при работе чиллера на охлаждение. При этом установка теплообменника не влияет на габариты чиллера. Одновременно с новым чиллером 30RB компания CARRIER представляет на рынке реализованный на его базе тепловой насос 30RQ — 8 моделей с широким диапазоном мощностей от 190 до 500 кВт. Вот так просты и эффективны внедряемые CARRIER новые инновационные решения. Еще раз компания подтвердила свой статус лидера, огромный технический и научный потенциал. О востребованности подобных систем красноречиво говорит тот факт, что реализация проектов с использованием чиллеров 30RB российскими специалистами началась до их официальной премьеры в России, прошедшей весной 2005 г. А модель, представленная на выставке MOSBUILD’05 (4–7 апреля, Москва, Экспоцентр на Красной Пресне) в качестве экспоната, так же была выкуплена и уже отправилась на объект. За подробной технической информацией и консультациями по применению по нового чиллера 30RB обращайтесь в компанию «Аэропроф». РИСУНКИ:рис.1, рис.2~1~;