Энергоэффективность и энергосбережение

Энергосбережение — один из важнейших приоритетов любого государства. Транспорт, промышленность, ЖКХ — любая сфера живёт и развивается только за счёт энергии, которая необходима именно в физических единицах в виде топлива, электричества и пр. А если продукция страны выходит на мировой рынок, то её цена должна быть конкурентоспособной. Другими словами, энергетическая составляющая в производстве единицы продукции должна быть сопоставима (или меньше) по сравнению с аналогичного рода продукцией в других странах. Это и стало основным стимулом совершенствования законодательства по энергоэффективности в 2007 году. Впервые закон об энергосбережении появился в России в 1997 году, однако в нём не было конкретных целевых показателей, на которые можно было бы опереться. В 2007 году был подписан Указ «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», который открыл новую историю развития энергоэффективности в России. Однако в 2020 году всё снова изменилось: начала работать регуляторная гильотина.

Что новые правила нам готовят?

В 2020 году решением Минстроя России в рамках «регуляторной гильотины» был упразднён ряд нормативов, касающихся энергоэффективности зданий. Сделано это было для того, чтобы сформулировать нормы, отвечающие современным реалиям. В январе 2021 года была принята транзитная версия постановления правительства. Её нельзя считать окончательной, поскольку сегодня продолжают действовать проекты Минстроя, принятые ещё до 2021-го. Они в ближайшее время однозначно изменятся, как только будет принято новое постановление.

Проект данного документа уже сегодня позволяет оценить риски, которые могут возникнуть с вступлением в силу нового норматива.

Из положительных моментов — ныне действующие приказы Минстроя №399 и №1550 будут объединены в один документ. Срок действия нового приказа составит шесть лет, что позволяет оценить в перспективе политику государства в области энергоэффективности. Важно понимать, что все нормативы в области жилья касаются исключительно многоквартирных домов. Частное домостроение в сфере индивидуального жилищного строительства (ИЖС) под действие данных законодательных требований не попадает.

Обновлённый норматив предусматривает повышенные требования к удельной характеристике расхода тепла на отопление и вентиляцию. Это положительный момент, однако повышение требований относится к цифрам, которые действовали до отмены постановления правительства в августе прошлого года. Фактически речь идёт о базовом уровне, который, согласно прежним нормативам, планировалось повысить на 20%. Повышение требований по новому постановлению как раз и фиксирует уровень с учётом роста в 20%. Это означает, что здания должны строиться уже с учётом повышенного требования к энергоэффективности.

Что касается негативных последствий от пересмотра требований к энергоэффективности, следует отметить несколько ключевых моментов:

1. Отказ от графика перспективного повышения требований по энергоэффективности. Предполагалось, что с 2018 по 2028 годы энергоэффективность вновь возводимого жилья должна увеличиться на 50%. Однако новое постановление ликвидирует этот график. Повышение требований ограничилось планкой в 20% на ближайшие шесть лет действия постановления (п. 7 Приказа Минстроя №1550).

2. Постановление предусматривает возможность пересмотра требований в зависимости от текущего состояния экономики. Но оценить, как именно данная инициатива будет реализована на практике, сейчас невозможно.

3. Новые требования предусматривают переход с фактических показателей энергоэффективности на проектные. Что мы получим на деле? Проектировщик проектирует здание в соответствии с нормативной документацией, после проект проверяет экспертиза, а насколько показатели, заложенные в проекте, соответствуют фактическим — уже никому неинтересно. Экспертный аудит проходит только проект, качество строительства контролируется по проектной документации. А соответствие показателей на бумаге и в процессе эксплуатации совершенно выпадает из поля зрения.

4. Продолжая линию отказа от реальных показателей, авторы нового постановления предлагают вновь построенным зданиям присваивать класс энергоэффективности по проектным показателям. Отказ от фактических показателей приведёт к тому, что мы просто не сможем объективно оценить реальную энергоэффективность. На бумаге будут одни цифры, а что на самом деле — никто не узнает.

5. Ещё одно нововведение — отказ от использования инструментально-расчётного метода подтверждения состояния построенного здания. Потребители, приобретая жильё, хотят платить деньги за реальные показатели, за энергоэффективное жилье в жизни, а не на бумаге. Однако они не могут заранее узнать, соответствуют ли заявленные цифры реальным. Хуже того — потребители лишены возможности оспорить сделку вследствие разрыва между проектными и реальными показателями энергоэффективности. Застройщики не имеют обязательств в отношении энергоэффективности построенных ими объектов.

Энергоэффективность в ИЖС

Как и в предыдущих, так и в новых требованиях к энергоэффективности полностью отсутствует частное домостроение. При этом по разным оценкам доля ИЖС составляет порядка 40% в общем жилом фонде. Пандемия усилила спрос на загородную недвижимость, и дальше он будет только расти.

И получается, что в статистике доля индивидуального жилищного строительства в нашей стране учитывается, но при этом никак не регулируется.

Энергоэффективность: быть или не быть?

Какой будет окончательная версия новой редакции постановления, однозначно сказать сложно. Но уже очевидно, что происходит разворот в обратную сторону — в направлении отказа от энергоэффективности.

Основная причина, по которой это происходит, связана прежде всего с невыполнением плана по объёму вводимого жилья. Вводить каждый год 120 млн м² — задача сложно выполнимая. Застройщики объясняют, что им мешают дополнительные затраты, связанные с энергоэффективностью.

Однако последние исследования показали, что увеличение затрат составит менее 1%. Получается, что в новой реальности на первый план выходят капитальные затраты на строительство здесь и сейчас, нежели экономия в последующие 20–50 лет.

Непонятно, каким образом планируется повышать энергоэффективность, не предъявляя новых требований к теплозащитным характеристикам.

Представим себе чайник и термос. В термосе напиток остаётся горячим без подвода дополнительной энергии, к чайнику нужно постоянно доставлять тепло, чтобы напиток оставался горячим. Точно так же процессы устроены и в здании. Если оно имеет хорошую теплоизоляцию, оно герметично, то тепло оно будет держать дольше. Однако, если здание плохо утеплено, имеет щели, то оно требует больше энергии для поддержания температуры внутри.

Что мы получим в итоге: низкое качество жилья; отсутствие контроля за фактическими показателями; отсутствие комплексного подхода к повышению энергоэффективности, который включает не только толщину теплоизоляции, но и применение установок по рекуперации вытяжного воздуха в системе вентиляции, повышение требований к окнам.

На этом фоне очень важно не потерять существование направления «энергоэффективность зданий» как такового. Совсем скоро будет опубликован финальный текст постановления, который позволит более чётко проанализировать ситуацию.