Plumbing. Heating. Conditioning. Energy Efficiency.

«Энергоэффективная Россия ’2016»: инициативы и мнения

3000 0
Опубликовано в журнале СОК №7 | 2016
Rubric:

В июне 2016 года с большим успехом прошёл II Всероссийский Форум «Энергоэффективная Россия '2016». По его результатам был выработан главный документ — Резолюция, а также составлены и переданы в Минэкономразвития России «Предложения в комплексный план повышения энергетической эффективности экономики Российской Федерации», которые в статейном переложении приводятся в данном материале (стр. 18—21 и 49-57). Здесь же размещены интервью с ведущими спикерами Форума и QR-коды на видеоверсии данных бесед, а также на полные видеозаписи всех панельных дискуссий мероприятия.

Напомним, что II Всероссийский Форум «Энергоэффективная Россия 2016» был организован Национальным объединением организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (НОЭ) при участии Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) и Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ), а также при официальной поддержке Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства энергетики РФ, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Генеральную информационную поддержку форуму оказал журнал С.О.К.

В «Предложениях в комплексный план повышения энергетической эффективности экономики Российской Федерации», упомянутом во вступлении к статье, говорится о необходимости передать функции по формированию и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в единый федеральный орган исполнительной власти с целью успешной реализации задач по повышению энергетической эффективности российской экономики. По мнению специалистов, назрела необходимость создать Национальный совет в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности при Правительстве РФ (Открытом Правительстве РФ) или при Администрации Президента РФ в качестве отдельного координационного и совещательного органа, в который бы вошли представители как государственных органов исполнительной власти, общественных организаций (ОНВ, РСПП, ТПП и др.), так и представители профессиональных сообществ (НОЭ, НОСТРОЙ, НОПРИЗ, РАЭСКО, НАМИКС, АВОК, АВОК Северо-Запад и др.).

Положительную роль сыграло бы и создание в каждом федеральном органе исполнительной власти департамента инноваций и повышения энергетической эффективности. Кроме того, следует обеспечить включение представителей этих департаментов в состав вновь создаваемого Национального совета в области энерго сбережения и повышения энергоэффективности.

В документальном плане необходимо подготовить изменения в действующие нормативные и правовые акты в части обязательного размещения программ энергосбережения и результатов их реализации на сайтах организаций с государственным участием и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.

Организациям с участием государства и муниципального образования, организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, необходима чёткая и прозрачная процедура установления целевых значений показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также процедура согласования этих показателей при согласовании инвестиционных программ и принятии тарифных решений.

Важна и финансовая составляющая. Предложено подготовить предложения по направлению полного объёма средств, полученных в результате реализации программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, компаний с государственным участием в уставном капитале на финансирование указанных программ. Также поступило предложение подготовить изменения в действующие нормативные правовые акты в части закрепления минимально допустимого объёма финансирования программ энергосбережения и повышения энергоэффективности от общего объёма финансирования инвестиционных программ организациям с государственным участием и организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, в виде обязательной квоты.

Вследствие высокой важности такого инструмента, как энергоменеджмент, следует подготовить изменения в действующие нормативные правовые акты в части обязательного внедрения энергоменеджмента, как эффективного инструмента повышения энергоэффективности, в крупных организациях с государственным участием и организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности.

Необходимо разработать методику установления целевых показателей в области энергетической эффективности в целях достижения организациями с государственным участием уровня лучших мировых практик в области энергетической эффективности.

Вследствие важности интенсификации процесса повышения энергоэффективности экономики, обоснованным действием станет начало устанавливания KPI (ключевые показатели эффективности) руководителям организаций с государственным участием с учётом достижения целевых показателей энергетической эффективности, установленных Правительством РФ.

В «Предложениях...» нашли отражение нововведения в процесс оборота товаров и госзакупок. В частности, указана необходимость усовершенствования нормативной правовой базы Российской Федерации в области повышения энергетической эффективности при обороте товаров и разработки комплексного плана мер по повышению энергетической эффективности при обороте товаров, в том числе при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд. Необходимо предусмотреть обязанность государственных и муниципальных предприятий, организаций с государственным участием при осуществлении государственных закупок приобретать определённую, с учётом бюджета на текущий год, долю товаров высшего класса энергетической эффективности.

В целях устранения законодательных препон на пути развития отрасли энергосбережения и повышения энергоэффективности Российской Федерации необходимо отменить действие приказа Министерства регионального развития РФ от 30.06.2012 №265 «Об утверждении свода правил «СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» и введении в действие СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий» (актуализированной редакции СНиП 23-02-2003) с 01.07.2013. Исключить пункт 35 перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент и безопасность зданий и сооружений», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 №1521-ПП, в связи с несоответствием СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий» Указу Президента РФ от 04.06.2008 №889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», Федеральному закону от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Постановлению Правительства РФ от 25.01.2011 №18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».

Принять срочные меры по разработке нового свода правил, адекватно отражающего требования Российского законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Кроме того, необходимо внести изменения в Постановление Правительства РФ от 16.02. 2008 №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», дополнив раздел 10 (1) «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащённости зданий, строений и сооружений приборами учёта используемых энергетических ресурсов» требованием составления энергетического паспорта объекта капитального строительства с результатами расчёта абсолютных значений и удельных показателей расхода энергетических ресурсов, по которым судят о классе энергоэффективности проекта здания.

В документе, переданном в Минэкономразвития России, предложено актуализировать Комплексную программу разработки нормативных технических документов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности зданий и сооружений, утверждённую Минрегионом России 20.04.2012, и обеспечить её реализацию, а также ускорить рассмотрение пяти основополагающих Сводов правил в области обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности в строительстве, представленных в Минстрой России для утверждения:

а. СП (EN 15603:2008) «Энергетическая эффективность зданий. Общее потребление энергии и определение уровней энергопотребления».

б. СП (EN ISO 13790:2008) «Энергетическая эффективность зданий. Расчёт потребления энергии для отопления, охлаждения, вентиляции и горячего водоснабжения».

в. СП (EN 15217:2007) «Энергетическая эффективность зданий. Методы выражения энергопотребления и классы энергетической эффективности».

г.  СП (EN 15316-2-1:2007) «Системы отопления зданий. Метод расчёта энергетических характеристик и показателей эффективности системы».

д. СП «Энергетическая эффективность зданий. Оценка вклада ограждающих конструкций в энергосбережение», гармонизированного с международными стандартами ISO 6946, ISO 10456, ISO 7345.

Назрела необходимость обеспечить внедрение интегральной оценки эффективности затрат на создание и эксплуатацию объектов капитального строительства на всех этапах их жизненного цикла при обосновании вариантов инвестиционных решений в отношении объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджета различного уровня, в том числе с учётом указанного в техническом задании высокого уровня энергетической эффективности.

При проведении капитального ремонта жилых домов следует обеспечивать их соответствие требованиям энергетической эффективности, в том числе за счёт утепления фасадов, установки индивидуальных тепловых пунктов и систем автоматизированного погодного регулирования. Для финансирования этих мероприятий — использовать средства фондов капитального ремонта, энергосервисные контракты и средства инвесторов.

В целях повышения компетентности принимаемых решений, следует рекомендовать федеральным органам исполнительной власти, региональным муниципальным органам исполнительной власти при реализации проектов, включённых в государственные и муниципальные программы, использовать «Каталог технических решений и практических рекомендаций по энергосбережению и повышению энергетической эффективности зданий и сооружений», как инструмент для оценки и выбора конструктивных, инженерных, технологических и иных решений высокой экологической и энергетической эффективности.

Очень важны и вопросы контроля. В связи с этим следует обязать органы государственного строительного надзора выдавать заключения о соответствии объектов капитального строительства требованиям энергетической эффективности только по результатам энергетических обследований.

В целях упорядочивания деятельности в области энергообследований, следует разработать порядок проведения энергетического обследования и оформления его результатов для определения соответствия объекта капитального строительства требованиям энергетической эффективности.

Необходимо внести изменения в действующие нормативно-правовые акты в части переформатирования обязательного энергетического обследования организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности. Заказчиком энергетического обследования должен выступать орган, осуществляющий тарифное регулирование. Результаты обследования должны являться обосновывающими материалами при формировании тарифа для этой организации и определении качества использования финансовых средств, предусмотренных в тарифе.

Возвращаясь к теме контроля, надо отметить, что в «Предложениях...» вместе с ужесточением контроля за установкой приборов учёта рекомендуется поменять концепцию их установки и использования (приборы учёта должны быть в собственности только у ресурсоснабжающей организации). Необходимо обеспечить обязательность установки приборов учёта (кроме случаев отсутствия технической возможности) по точкам потребления, а не по зданиям / отдельным помещениям; отсутствие приборов должно повлечь за собой повышающие коэффициенты к ценам / тарифам в размере трёх-пяти и более. Необходим беспрепятственный доступ к приборам учёта, установленным внутри зданий / отдельных помещений. Следует ввести административную ответственность за несанкционированное вмешательство в работу приборов учёта, в том числе в части изменения их механизмов, обеспечить государственный контроль за ресурсоснабжающими организациями в этой части.

Также в описываемом документе даны рекомендации установить в сводах правил требования по комплексному оснащению зданий и сооружений системами автоматизированного учёта, контроля и управления потреблением энергетических и коммунальных ресурсов. Кроме того, сказано, что следует внести изменения в нормативные правовые акты, в части: оснащения приборами учёта только с возможностью удалённой передачи информации о потреблении энергетических ресурсов; учёта потребления реактивной энергии и выставлении счетов в случае превышения её потребления; обеспечения возможности передачи в автоматическом режиме показаний общедомовых и индивидуальных приборов учёта энергетических ресурсов в многоквартирных домах в ГИС ЖКХ.

Рекомендовано внести изменения в нормативные правовые акты, стимулирующие производителей энергетических ресурсов к внедрению мероприятий по повышению энергетической эффективности производства энергии.

Следует организовать проведение пилотных проектов на теплогенерирующих станциях по оптимальной долгосрочной загрузке генераторов с целью определения номинальных удельных показателей расхода топлива на выработку единицы тепловой и(или) электрической энергии. Назрела необходимость построения математической модели зависимости потерь от заданного системным оператором режима электрической сети. Системному оператору необходимо установить в качестве основного показателя эффективности деятельности удельный расход топлива на выработку единицы тепловой и(или) электрической энергии, а также показатель уровня потерь электроэнергии при её передаче по сетям ЕНЭС, и в течение пяти лет обеспечить приведение значения этих показателей до уровня европейских стандартов.

Возвращаясь к финансовому аспекту развития отрасли энергосбережения и энергоэффективности укажем, что в переданном в Минэкономразвития России документе отражена и рекомендация разработать механизмы финансирования проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе связанные с созданием специализированных банков и институтов развития при поддержке государства, которые специализируются на предоставлении кредитов под небольшие проекты в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, либо выдаче гарантий (поручительства) по таким кредитам. К финансовому направлению относится и предложение снизить требования к банкам по резервированию по кредитам, выдаваемым для финансирования проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе энергосервисных договоров (контрактов) в бюджетной сфере, в зависимости от технологий, размеров и сроков энергосервисных договоров (контрактов).

В «Предложениях...» сказано, что следует внести изменения в подпрограмму поддержки инжиниринговых компаний программы поддержки малого и среднего предпринимательства в части расширения инжиниринговых услуг на деятельность энергосервисных компаний.

В документе нашли отражение и аспекты, связанные с угольной энергетикой. Рекомендовано внести изменения в №35-ФЗ «Об электроэнергетике» и №190-ФЗ «О теплоснабжении» в части отнесения деятельности по производству побочных продуктов сжигания угля к видам основной деятельности в области электроэнергетики и теплоснабжения, а также в действующие нормативные правовые акты с целью создания законодательной базы в области обращения с вторичными материальными ресурсами, направленной на вовлечение попутных продуктов топлива на теплогенерирующих станциях в хозяйственный оборот.

Рекомендовано организовать проведение пилотных проектов на угольных теплогенерирующих станциях, направленных на снижение издержек обращения с золошлаковыми отходами; отработку технологий в сфере обработки, утилизации и применения продуктов переработки золошлаковых отходов: установить в качестве основных показателей эффективности деятельности долю утилизируемых отходов от их общей выработки и удельные расходы на обращение с отходами (с учётом доходов от их реализации потребителям) на выработку единицы тепловой и(или) электрической энергии; в течение пяти лет довести значения этих показателей до уровня европейских стандартов; обосновать технологическую и экономическую целесообразность эксплуатации угольных ТЭС без золоотвала.

Также в «Предложениях.» прописана рекомендация актуализировать нормы проектирования и строительства тепловых электростанций ВНТП-81 и СП 90.13330.2012 (актуальная редакция СНиП 11-58-75) в части снижения издержек обращения с золошлаковыми отходами и ориентации систем золошлакоудаления на реализацию золошлаковых материалов потребителям, в том числе создание технологических условий эксплуатации станций без золоотвала с целью экологизации производства энергии и тепла.

 

Серия интервью главному редактору журнала С.О.К. Александру Гудко в рамках Форума «Энергоэффективная Россия 2016»

 

Интервью директора Департамента энергосбережения и повышения энергетической эффективности Министерства энергетики Российской Федерации А. Н. Митрейкина

- Александр Николаевич, мы сегодня с вами присутствуем на форуме «Энергоэффективная Россия ’2016», посвящённом энергосбережению и энергоэффективности. Как вы считаете, в какой степени данное мероприятие оправдывает своё проведение? 

Безусловно, полезно любое мероприятие, которое направлено на повышение информированности граждан, на обмен опытом между профессионалами. Не исключение и «Энергоэффективная Россия ’2016». Этот форум будет полезным и принесёт свои плоды. Вопрос второй, что, может быть, таких мероприятий у нас немного не хватает. Сегодняшняя конференция проводится во второй раз и ежегодно. Конечно, данный опыт нужно перенимать и регионам — проводить свои подобные конференции в рамках популяризации энергосбережения и повышения энергоэффективности. 

- Ранее департамент энергосбережения и повышения энергетической эффективности Минэнерго России отвечал в том числе за продвижение идей энергосбережения и энергоэффективности. Сейчас это подразделение расформировано. Теперь Минэнерго совершенно не будет заниматься данными направлениями? Но если будет, то какие вопросы оно будет решать?

Вопрос правильный. Но, с вашего позволения, я дам на него ответ как человек, который знает, как работает министерство, а не как официальное лицо. Я думаю, это будет позволительно. Департамент действительно расформирован. На то была объективная причина — необходимость сократить штат, во исполнение поручения Президента России В. В. Путина. Министерство продолжает заниматься вопросами энергоэффективности. Во-первых, остался отдел в составе одного из департаментов. Он хотя и малочисленный, но его коллектив способен реализовать в каком-то объёме те полномочия, которые закреплены за министерством в Постановлении Правительства РФ №400-ПП. Кроме того, ведётся и работа по смежным направлениям, которая также приводит к получению результата — энергосбережению или повышению энергоэффективности. Например, в Департаменте государственной энергетической политики есть направление, которое развивает инновации, наилучшие доступные технологии. В рамках деятельности по продвижению инновационных проектов, среди последних выявляются одновременно и энергоэффективные, и наиболее совершенные в рамках поддержки внедрения наилучших доступных технологий. Так что работа не останавливается, несмотря на то, что некоторых структурных подразделений в составе министерства теперь нет. 

- Для развития отрасли энергоэффективности обязательно безупречное информационное обеспечение. Ведь для того, чтобы идти в каком-то направлении, нужно понимать, где мы сейчас находимся. Насколько я понимаю, ни ГИС «Энергоэффективность», ни Росстат в настоящее время не дают полной картины того, что происходит с энергоэффективностью в стране. Скажите, как эту странную ситуацию изменить? Что нужно сделать, чтобы статистика появилась, и мы могли от чего-то отталкиваться? 

Да, действительно, есть определённые проблемы с информационным обеспечением процессов энергосбережения и повышения энергетической эффективности. И действительно — в части ГИС «Энергоэффективность» есть определённые моменты, связанные с неполнотой сбора информации. Эти моменты обусловлены рядом причин. Прежде всего тем, что за непредоставление информации у нас не привлекают к ответственности. То есть норма есть, но механизма её реализации, например, административного или какого-то иного стимулирующего характера, к сожалению, нет. Поэтому в настоящий момент ГИС «Энергоэффективность» может использоваться лишь по каким-то отдельным направлениям, для того чтобы провести определённые оценки. Как вариант, можно выяснить, сколько проведено энергообследований, какие результаты дали предварительные этапы этих работ, например, в отрасли обрабатывающей промышленности или в сегменте бюджетных учреждений… но не более того. Что касается Росстата, то в настоящее время его показатели позволяют нам рассчитывать порядка 30-ти с небольшим показателей энергосбережения и повышения энергоэффективности в различных отраслях экономики. Однако, по нашим оценкам, их надо раза в четыре больше. Единственный и верный путь исправления данной ситуации — это путь совершенствования нормативной, нормативно-правовой базы, совершенствования федерального плана статистических работ. Но это, собственно, работа в том числе и Министерства энергетики, и Министерства экономического развития, а не только Росстата. Я думаю, что мы будем продолжать этим заниматься и дальше. 

- В ходе дискуссии вы обмолвились, что в профессиональной сфере являетесь скорей пессимистом, нежели оптимистом. Поэтому хочется именно у вас спросить — как вы оцениваете эффективность государственной политики в области энергосбережения и энергоэффективности? 

Очень интересный вопрос человеку, который довольно длительное время отвечал за реализацию этой политики в рамках Министерства энергетики… Ну, во-первых, от прямой оценки я воздержусь. Я оставлю это сделать тем, кто будет читать данное интервью в журнале и тем, кто решит посмотреть его видеоверсию. Вообще говоря, в реальности всё просто. Общеизвестно, что энергоёмкость ВВП Российской Федерации в 1,8–3,5 раза выше энергоёмкости зарубежных стран, сопоставимых с Россией по основным параметрам. Нас довольно часто сравнивают с Канадой, например. Так вот, если провести соответствующее сопоставление, но корректное, грамотное, с учётом всех особенностей двух стран, то будет наблюдаться не такой уж большой разрыв… но раза в 2–2,5 энергоёмкость российского ВВП точно выше. Она может снижаться за счёт использования разных методов, средств. Например, за счёт чёткой реализации госполитики. Или, например, за счёт структурных изменений в экономике. За последние пять лет, исключая 2015 год, энергоёмкость ВВП снижалась в основном за счёт структурных сдвигов. Поясню. Уменьшается доля энергоёмкости тех производств, которые традиционно являются энергоёмкими — фабрик, заводов, производящих автомобили, бытовую технику, станки, и прочую продукцию. Зато повышается доля, например, телекоммуникационных компаний, которые собирают, обрабатывают информацию… Но производства тратят всё меньше энергии как раз вследствие развития информационного общества. Именно за счёт упомянутых изменений в экономике и снижалась энергоёмкость ВВП последние пять лет. Вклад государственной программы был, но меньше. То есть, если судить об энергоэффективности, то, наверное, и нам, и населению хотелось бы, чтобы влияние госполитики всё-таки было сравнимо с таким объективным и никак не зависящим от нас фактором, как структурный сдвиг в экономике. 

- Александр Николаевич, большое спасибо за интервью. Надеюсь, дискуссии форума будут способствовать решению всех вопросов и проблем, связанных с энергосбережением и энергоэффективностью в нашей стране.

 

Интервью Р. Х.-Б. Артикова, руководителя оргкомитета НКС при депутате ГД И. Д. Грачёве

- Рашид Худай-Бердыевич, каково ваше впечатление от нынешней «Энергоэффективной России»? 

Здесь присутствовали представители федеральных органов исполнительной власти, нескольких министерств, референт Правительства Российской Федерации, присутствовали депутаты Государственной Думы, региональные министерства, производители, энергосервисные компании, строители и проектировщики. То есть именно эта конференция собрала всех участников рынка энергоэффективности и строительства. Я думаю, что каждый высказал свою точку зрения, каждый поднял проблемные вопросы. Представители органов исполнительной и законодательной власти это услышали, приняли к сведению, и уже наметились какие-то первые шаги для исправления ситуации и решения непростых задач. 

- Один из вопросов, который звучал на этой конференции: «Насколько оптимистично развивается рынок энергоэффективности, энергосбережения в регионах?» Каково ваше мнение? Какие перспективы именно у регионального рынка энергоэффективности и энергосбережения? 

Здесь всё зависит именно от региональных органов власти и от губернатора или главы региона. Есть положительные примеры, такие как Казань, Калужская, Ярославская, Московская области, Москва, Якутия. А есть и отрицательные, о которых, конечно, говорить не хочется. Но каждый регион проводит ежегодно у себя энергетический форум. На одном форуме в той же Казани присутствует президент республики. Во время мероприятия он проводит открытое заседание правительства региона, на котором решаются вопросы региональной энергетики. А есть регионы, которые или вообще не проводят подобных мероприятий, или же отдают его подготовку и проведение на откуп какой-нибудь коммерческой организации, которая выигрывает конкурс и проводит его только для того, чтобы заработать денег. 

- Происходит формализация процесса и результаты таких «форумов» соответствующие… 

Именно! Подчёркиваю, что всё зависит от регионов. Здесь мне хотелось бы ещё затронуть тему региональной поддержки и продвижения отечественных производителей энергоэффективного оборудования и приборов, использующихся в энергетике. Есть регионы, где власти уделяют этому очень большое внимание. В других же не помогают, и даже наоборот — создают дополнительные препоны коммерсантам, которые хотят развиваться. Одно дело Татарстан, где происходит активная поддержка малого и среднего предпринимательства. Полная противоположность — Ростов-на-Дону. Когда коммерсанты собрались и решили участвовать не где-нибудь, а в выставке ENES — ежегодной и самой крупной выставке энергоэффективности в России, на которой присутствуют, как правило, первые лица государства — они обратились к своим органам исполнительной власти. Рассказали, что хотят выступить, сами заплатить деньги и организовать стенд Ростовской области. Однако… так не получили на это разрешение. Одним словом — разные подходы. И мне хотелось бы сказать, что такие мероприятия, как «Энергоэффективная Россия», обнажают эти проблемы. Очень хочется, чтобы подготовленная по результатам нашего форума резолюция была доведена до органов исполнительной и законодательной власти и были приняты какие-то решения. И уже на следующем форуме люди услышали, что сделано по их направлениям, поняли, что их чаяния — не несбыточные грёзы, а слова — не «глас вопиющего в пустыне». Потому что если люди не будут видеть результатов своего участия в отраслевых мероприятиях, последние обречены на вымирание. 

- Текущее мероприятие достаточно представительное. Я думаю, что всё, что было сделано и сказано, в итоге пойдёт, как говорится, «наверх», и мы получим практический результат. И не меньший, а наверняка больший, чем тот, который был получен после первого форума. Будем надеяться, что форум будет развиваться и станет одним из центральных мероприятий, которые будут двигать вперёд нашу отрасль энергоэффективности. 

Мне бы хотелось добавить — когда появятся результаты послеконференционной работы, они должны быть широко отражены именно в средствах массовой информации и доведены до сведения всех регионов. Это может быть интернет-портал журнала С.О.К., ваш бумажный журнал, другие отраслевые СМИ. Обратная связь «сверху вниз» обязательно должна дойти до конечного потребителя, до каждой энергосервисной компании, до каждого малого и среднего предприятия, в любом удалённом регионе. 

- Со своей стороны, мы будем всецело этому содействовать. И спасибо вам за интервью. Будем оптимистами. Уверен, что в ближайшем будущем Россия станет по-настоящему энергоэффективной.

 

Интервью В. С. Казейкина, НАМИКС

- Валерий Семёнович, как вы считаете, насколько конструктивными были обсуждения в ходе нынешнего форума «Энергоэффективная Россия ’2016» и какой практический выход от данного мероприятия может быть в послеконференционный период? 

Во-первых, необходимо остановиться на представительности мероприятия. Здесь присутствовали и руководители профильных комитетов Государственной Думы, и представители Правительства РФ, и руководители департаментов Минэнерго РФ и Минстроя РФ, президенты и вице-президенты пяти крупнейших ассоциаций, активно использующих энергоэффективные технологии. Это в первую очередь НОЭ, НОСТРОЙ, НОПРИЗ, НАМИКС И МАИФ. Это именно те ассоциации, которые определяют стратегию развития строительной отрасли. А также, естественно, представители бизнеса, которые своим трудом решают те важные задачи по созданию новых энергоэффективных технологий, направленных в первую очередь на импортозамещение. И чем больше у нас в России будут внедряться эти технологии, тем меньше будем зависеть от западных санкций. Что касается тематики мероприятия, то она фактически все направления, которые вытекают из принятого совсем недавно Распоряжением Правительства РФ от 26 января 2016 года №80-р основного документа отрасли — «Стратегии жилищно-коммунального хозяйства». Основные вопросы, которые обсуждались на текущем мероприятии, также отражают каждое из направлений инициированного на прошлой конференции проекта по разработке «Плана мероприятий («Дорожной карты») по снятию барьеров повышения энергетической эффективности при проектировании, строительстве, эксплуатации и проведении капитального ремонта зданий. Разработка ведётся в соответствие с поручением Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева (ДМ-П16-7296 от 26 октября 2015 года, пункт шестой). В настоящее время «дорожная карта» представлена Минстроем России в Правительство РФ. Мы надеемся, что скоро состоится согласительное совещание, и она будет принята к исполнению. Два основных документа, которые отражают развитие отрасли энергосбережения и повышения энергетической эффективности, — «Стратегия» и «Дорожная карта», а также изменения в законодательстве — были очень подробно обсуждены в докладах и дискуссиях и попали в резолюцию «Энергоэффективной России ’2016». 

- В ходе панельной дискуссии вы отметили, что очень большое количество внедрений энергоэффективных решений происходит в сегменте малоэтажного строительства. Можете ли вы привести информацию об энергоэффективных решениях и технологиях, отражающих частоту и интенсивность их внедрения? 

На форуме выступала с докладом президент Национального агентства по малоэтажному и коттеджному строительству (НАМИКС), первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева. И она, и я, как вице-президент НАМИКСа, можем отметить ту положительную динамику внедрения энергосберегающих технологий, которую мы наблюдаем последние годы. За прошедшие семь-восемь лет доля малоэтажного строительства в общем объёме вводе жилья выросла с 38 до 54 процентов. В цифрах общий объём ввода жилья в прошлом году составил 83,8 миллиона квадратных метров, из них больше половины составило малоэтажное жилье. И, что самое главное, из общей массы всех построенных в России энергоэффективных жилых зданий, по нашим оценкам, малоэтажные дома составляют не менее 80 процентов. К этим проектам относятся 110 домов в 76 регионах России, которые построены в рамках программы Фонда развития ЖКХ по ликвидации ветхого и аварийного жилья, и 17 домов находятся в стадии строительства. Это означает, что каждый губернатор взял на себя обязательство — взамен ветхого аварийного жилья построить в своём регионе хотя бы один энергоэффективный дом. 

Огромная работа по внедрению энергосберегающих технологий проводится при капитальном ремонте зданий. Руководство более половины регионов России уже приняло решение о том, что будут изыскиваться дополнительные средства для того, чтобы при капитальном ремонте проводились работы по утеплению фасада, установке общедомовых приборов учёта потребления ресурсов, узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа), направленные на приведение здания в соответствие с действующими требованиями по энергетической эффективности. 

Это говорит о том, что здание, которое было построено, положим, 50 лет назад, когда были одни требования, теперь должно прийти в соответствие с новыми, повышенными требованиями к энергоэффективности. И этот факт диктует необходимость проведения значительного объёма работ, которые ещё только предстоит выполнить. 

В НАМИКС состоит более 140 компаний, десятки из которых занимаются внедрением энергоэффективных технологий. В частности, это Группа компаний «Экодолье», которая в пяти регионах России реализует крупные малоэтажные жилые проекты. Первым около восьми лет назад начал реализовываться на 367 гектарах земли проект «Экодолье Оренбург» по строительству 4600 домов. Изначально весь этот посёлок был запроектирован так, чтобы сделать его экологически чистым и энергоэффективным. Все дома запроектированы по энергоэффективности класса В, но там построено несколько экспериментальных энергоэффективных домов класса А, в том числе один из них по программе Фонда ЖКХ. При его строительстве были использованы современные системы утепления фасадов, стен и фундаментов, смонтированы солнечные батареи, установлены тепловые насосы, гелиосистемы для нагрева воды, тёплые полы, рекуператоры и автоматическая система управления зданием. На таких зданиях «обкатываются» различные современные технологии и их сочетаемость, ведётся наблюдение за их эффективностью на протяжении жизненного цикла зданий и делаются выводы о целесообразности их применения с экономической точки зрения. В «Экодолье» построен дом с использованием инновационного утеплителя «Неопора», достигающий показателей класса А и при этом не имеющий почти никаких дополнительных энергосберегающих инженерных решений. Его энергоэффективность обеспечивается только за счёт утепления стен, фундаментов, перекрытий и крыши. Ещё один из таких энергоэффективных объектов совсем недавно был сдан в эксплуатацию в посёлке «Экодолье Екатеринбург». Это в полном смысле этого слова «пассивный дом» категории А+++. Фактически все известные компании, присутствующие на рынке энергосбережения, участвовали в проектировании и строительстве этого дома. Мы считаем его эталонным — образцом, который можно и нужно тиражировать в регионах России. Тем более с учётом того, что он при всех своих энергоэффективных достоинствах по стоимости относится к зданиям эконом-класса. Для примера — в Екатеринбурге продажная цена дома составляет 55–60 тысяч рублей за квадратный метр индивидуального жилья, а «квадрат» этого «пассивного дома» обошёлся в 40–45 тысяч, несмотря на его высокую энергоэффективность. То есть затраты хозяев на отопление такого дома будут в два-три раза меньше, чем у соседей, проживающих в типовом здании. Возводя подобные дома, мы получаем возможность отбирать те технологии, которые наиболее востребованы. 

В настоящее время самая востребованная из всех энергоэффективных технологий — это утепление стен, фундаментов, крыш. Вторая — это энергоэффективные окна со светоотражающими конструкциями. Третья — рекуперация. Мы стараемся обеспечить отсутствие теплопотерь, потому у нас все дома в посёлках имеют системы индивидуального газового отопления, и нет потерь в теплотрассах, что не скажешь о многоэтажках, где потери при транспортировке тепла могут достигать 40–60 процентов. Все наши старания продиктованы одной целью — обеспечить людям, которые приобретают возводимые нами загородные дома, плату за услуги ЖКХ и отопление не более высокую, чем в их городских квартирах. 

- Что и говорить, цель замечательная. Будем надеяться, что благодаря работе вашей ассоциации и прочих некоммерческих объединений, а также форуму, на котором мы с вами присутствуем, ситуация с энергосбережением и энергоэффективностью в нашей стране будет улучшаться ускоряющимися темпами. Судя по тому, какие серьёзные обсуждения велись на нынешней «Энергоэффективной России», в ближайшем будущем мы увидим впечатляющие результаты постконференционной работы присутствовавших здесь профессионалов.

Надеюсь, что так и будет.

 

Интервью И. А. Булгаковой, РАЭСКО 

- Ирина Александровна, каково ваше впечатление о форуме «Энергоэффективная Россия ’2016»? Что было сказано, на ваш взгляд, конструктивного, и какие вы видите перспективы ожидаемых решений мероприятия? 

Мероприятие, конечно, очень интересное и полезное. Собралось больше ста человек, все — специалисты в разных сферах энергосбережения. Здесь есть и проектировщики, и строители, и эксплуатанты, представители и энергосервисных компаний, и финансовых структур, и, что немаловажно, представители власти. Есть много вопросов, требующих решения, есть также неудовлетворённость достигнутыми результатами — тем, что нам не удалось сделать за прошедшие годы. Но зато есть и понимание того, что нужно предпринимать дальше и каким образом должно развиваться управление энергосбережением в стране. Такое понимание необходимо для того, чтобы не только присутствовавшие на мероприятии специалисты, но и все профессионалы рынка энергосбережения видели эффект, который мы получаем от нашей работы. Сегодня мы переживаем в развитии отечественного энергосбережения момент, когда уже подведены первые итоги реализации «Закона об энергосбережении», и видны имеющиеся недостатки. Сегодня Правительство РФ не может вполне определиться с дальнейшим направлением развития управления именно энергосбережением. Мне кажется, что те мысли, которые прозвучали на форуме, помогут найти правильное решение, определить оптимальный вектор движения. И мы очень надеемся, что мнение тех людей, которые много лет посвящают отрасли свою профессиональную деятельность, обязательно будут услышаны, и наше мнение учтут при принятии решений о дальнейшем развитии системы управления энергосбережением. 

- Очень многое в повышении энергоэффективности экономики зависит от деятельности профессиональных объединений. Расскажите, как представитель Ассоциации энергосервисных компаний, — что сделано было вашей организацией за последний год? Какие акции и мероприятия, способные оказать положительное влияние на оптимизацию отечественного сегмента энергоэффективности были проведены? 

Энергосервис вообще появился у нас как законодательно определённый механизм, только вместе с №261-ФЗ. Поэтому история деятельности достаточно молодая, а ассоциации чуть больше двух лет. Но, тем не менее, я считаю, что за это время произведён ряд важных работ. Главной заслугой ассоциации я считаю объединение 32 компаний, профессионально занимающихся энергосервисом как видом деятельности. Кроме того, ассоциация приняла непосредственное участие в формировании профильного ГОСТа. Изначально это был стандарт РАЭСКО, который в течение короткого времени приобрёл статус ГОСТа «Измерение и верификация». И это очень важная работа, которая позволит нашим компаниям в дальнейшем работать более эффективно. 

Также важным моментом в нашей деятельности является то, что сейчас принято решение РАЭСКО, совместно с «Социнвестбанком», об учреждении компании, которая будет заниматься факторингом, выкупать энергосервисные контракты. Это серьёзное дело, так как те, кто занимаются энергосервисом, и начали этим заниматься на ранней стадии, знают, что после двух-трёх реализованных компанией контрактов деньги у неё заканчиваются, а кредитные ресурсы для энергосервисных фирм, к сожалению, обычно недоступны. И получается, что опыт у компании наработан, потенциал идти дальше есть, а денег, увы, нет. Ведь «энергосервисники» работу выполняют и платят за материалы сегодня, а деньги получают лишь по мере окупаемости проектов — спустя продолжительное время. И механизм факторинга, я надеюсь, поможет нашим компаниям развиваться более динамично. Хотелось бы, чтобы деятельность в области энергосервиса была более чётко определена в нормативно-правовых документах — именно отраслевых. Чтобы были разработаны стандарты деятельности, адекватные, привязанные к реалиям правила. Эти стандарты помогут заказчикам «правильно» работать с энергосервисными компаниями и последние получат возможность работать лучше, иметь меньше споров и судов из-за расхождения в определении тех или иных понятий. Ведь не секрет, что сегодня деятельность в области энергосервиса не всегда правильно трактуется чиновниками. Кроме того, наведение нормативного порядка позволит в том числе финансовым институтам по более простым схемам финансировать понятные и более прозрачные компании и их деятельность. Мы очень надеемся, что благодаря нашей эффективной работе найдём достойное место в сообществе людей, которые занимаются энергосбережением. 

- Роль ассоциаций как системообразующих отраслевых структур, конечно же, велика. И будем надеяться, что такие организации, как РАЭСКО, и отраслевое сообщество в целом при взаимодействии с ними, сообща смогут оптимизировать рынок энергоэффективности. И мы, в конце концов, получим реальную энергоэффективную Россию, что, собственно, вынесено в название форума. 

Спасибо большое. Со своей стороны хочу пожелать всем профессионалам, присутствовавшим на мероприятии, а также тем, кому это сделать по разным причинам не удалось, более активного общения и тесного взаимодействия. И тогда наша разрозненная деятельность произведёт синергетический эффект и принесёт реальную помощь нашей стране.

 

Интервью А. М. Гримитлина, НП «АВОК Северо-Запад»

- Александр Моисеевич, мы сегодня присутствуем на мероприятии « Энергоэффективная Россия». Третий день заканчивается. Сейчас мы находимся на пороге принятия решений, резолюции, и можно уже точно сказать, насколько конструктивно проходил диалог, сделать прогнозы. Каков, на ваш взгляд возможен последующий эффект от проведённого форума? 

Это уже второй форум «Энергоэффективная Россия». И, в общем-то, формат этого мероприятия, в самом хорошем смысле этого слова, несколько необычен для нашей отрасли. Как правило, у нас обычно устраиваются технические мероприятия, где профессионалы обсуждают вопросы по специальности. То есть вопросы, касающиеся инженерных систем, обустройства зданий, затрагивают экологические аспекты. Таким примером является уже проведённый десять раз конгресс «Энергоэффективность. XXI век», посвящённый инженерным методам повышения энергоэффективности и снижения энергоёмкости зданий. А вот у форума «Энергоэффективная Россия» несколько иная задача. Конечно, здесь тоже присутствуют специалисты самого высокого класса, и они тоже обсуждают проблемы специальности, но в большей части — всё же проблемы отрасли как таковой. В данном случае перед ними стоит задача предложить не столько технические решения, сколько — для органов власти, для общественных организаций — наметить пути решения отраслевых проблем, в соответствии с которыми можно работать. И когда год назад прошёл первый по счету форум, результатом его работы стало предложение по созданию «дорожной карты» в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Поначалу я с некоторым сомнением отнёсся к идее подготовки такого документа, но, тем не менее, принял в его разработке активное участие. В итоге организационные возможности позволили довести это важное дело до конца. Впрочем, это и неудивительно — мы знали и знаем, что и как делать. И потому нас слышат. И в итоге мы стоим уже на пороге подписания «дорожной карты» на самом высшем уровне руководства нашей страны. Считаю, что это огромный успех и организаторов форума, и вообще показатель правильности и силы импульса, который был задан на прошлом мероприятии. Сегодня я могу отметить, что нынешнее мероприятие стало более статусным: на корабле больше представителей органов исполнительной и законодательной власти. И это замечательно — без их поддержки и без их активной послеконференционной работы на серьёзный результат рассчитывать сложно. Наличие высокопоставленных лиц из государственных структур вселяет уверенность в то, что все наши предложения, которые войдут в резолюцию, будут услышаны и в более короткие сроки, и в большем объёме. 

- Вы принимаете активное участие в работе ряда ассоциаций, которые в той или иной мере заняты решением проблем в сегменте энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Все понимают, что роль этих организаций как центров координации усилий достаточно велика. Скажите, какая работа в последнее время проводилась и планируется ассоциациями НОЭ, НОПРИЗ, НОСТРОЙ, АВОК Северо-Запад в рамках стремления к сверхцели — сделать российскую экономику подлинно энергоэффективной? 

Работа проводится значительная проводилась и проводится. Но, понимаете ли, в России надо жить долго… Это шутка. Действительно есть в нашей стране ряд ассоциаций несколько разной направленности, хотя делают они общее дело. Общее у данных организаций то, что они объединяют профессионалов, которые вырабатывают техническую политику, предлагают технические решения, готовят серьёзные документы. На мой взгляд, главная задача национальных объединений — это контроль за качеством и безопасностью. Но для осуществления полноценного контроля нужна база, документы — правовые, технические… Более того, надо разрабатывать те документы, которые позволят повышать качество проектирования, строительства, энергообследований. И национальные объединения этим занимаются. Например, «Каталог технических решений» — это идея, которая родилась года три-четыре назад, после чего она была воплощена совместными усилиями. Каждый сделал свой посильный вклад. И без приложения совместных усилий ничего бы не получилось. 

- Получается синергетический эффект… 

Именно. Это совместная слаженная работа специалистов разных специализаций. Именно она позволила практически завершить работу по созданию первого блока альбомов типовых проектов и решений. Прекрасная, полезная идея воплощается. Ведь у нас в стране есть огромная армия проектировщиков, строителей. И они должны опираться в своей работе на профессиональные, выверенные документы. Однако все эти люди не могут присутствовать здесь и узнать у нас всё, что им необходимо. Отличный выход — использование полученных справочных, нормативных материалов, полистав которые они могут перенять лучший практический опыт рынка. И таких примеров важных результатов совместной работы ассоциаций можно привести немало. Возьмите те же профессиональные стандарты. Как они рождаются? Совершенно верно — это опять-таки результат тех же самых совместных усилий. Каждый вкладывает свой ресурс — организационный, интеллектуальный… И при этом имеет возможность отразить свою точку зрения на тот или иной вопрос — именно так рождается истина, то есть объективный документ, всесторонне отвечающий реалиям рынка и повседневной деятельности профессионалов, которые на нем работают. Очень хорошо, что схема совместной работы упомянутых вами ассоциаций действует, не даёт сбоев — между крупнейшими специалистами и крупнейшими организациями в этой области знания наблюдается полное взаимопонимание. И дай Бог нам всем успехов и возможности налаживать более плотный диалог с властью, чтобы работа наша была более эффективной. 

- Для этого и существуют отраслевые мероприятия, особенно такие эффективные, как «Энергоэффективная Россия». 

Вы совершенно правы. И, знаете, я отчётливо понял, что представители власти здесь нас слышат и живо реагируют на преподносимую информацию. То есть данная обстановка в значительной степени отличается от ситуации, когда ты приезжаешь к тому или иному руководителю высокого ранга в государственной структуре на доклад. 

- И, понимая это, со своей стороны специалисты здесь, на форуме, прикладывают максимальные усилия, чтобы донести информацию до высоких гостей. В результате работа делается быстрее, а впоследствии более живо протекают формальные бюрократические процессы. Это означает, что мы к своей цели придём настолько скоро, насколько это возможно. Спасибо вам за интересную беседу. 

Взаимно! И пожелаем нам успеха.

 

Интервью В. А. Пехтина, президента НОЭ 

- Владимир Алексеевич, какие цели вы ставите, проводя «Энергоэффективную Россию ’2016»? 

Цели определены рядом документов, которые были обозначены и Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным, и Председателем Правительства Дмитрием Анатольевичем Медведевым. Это достижение высоких результатов в сфере энергосбережения и энергоэффективности отечественной экономики. Обратите внимание — эти две большие и архиважные темы мы подразделяем на несколько «последовательных» подтем. Ими занималась и занимается наша ассоциация, начиная с решения проблем, связанных с работой жилищно-коммунального хозяйства, деятельностью управляющих компаний. Несколько лет назад отчётливо стали заметны попытки снижения больших выплат за коммунальные услуги — отраслевое сообщество всерьёз озаботилось поиском решения данной задачи. Но декларативно снизить не получится. Нужно разработать целую систему, которая реально позволит людям меньше платить за «коммуналку». То есть наиглавнейший вопрос, который стоит на повестке дня: «Как это сделать?» В этой связи Запад идёт разными путями: например, организовывается индивидуальное отопление в домах, индивидуальное горячее водоснабжение. Кстати говоря, у нас такой опыт был ещё в 1960-е годы при строительстве Вилюйского гидроузла («Вилюй-1», посёлок Мирный). Там практически все дома были оборудованы оборудованием индивидуального отопления. Однако стоить сделать оговорку — в том случае имелась несколько иная проблема вечной мерзлоты: коммунальные сети то и дело проваливались, обрывались. Как вы понимаете, при минус 50 градусах по Цельсию это даже не просто техногенная катастрофа, это прямая угроза жизни многих людей… Так вот, в каждом доме была своя котельная, своя подача воды. И тем посёлок жил, проблем с коммуналкой не было. Это пример из прошлого. Сегодня же развились технологии, усовершенствовались материалы — отделочные панели имеют большую теплоизоляционную способность и активно используются при обустройстве ограждений зданий. Применяются блоки, оконные переплёты с очень высокими показателями энергоэффективности. Но самое главное — всё это мы разрабатываем, производим, в наших руках современные технологии. При этом обязательно следует производить точную оценку эффективности имеющихся технологий с тем, чтобы выбирать из них наилучшие для решения задачи сохранения тепла в квартирах, в домах, в промышленных зданиях. Именно поэтому были созданы саморегулируемые компании, занимающиеся энергоаудитом. В круг их обязанностей входит проверка уровня энергоэффективности того или иного здания, они оценивают, насколько правильно эксплуатирующая компания расходует тепловую и электрическую энергию. Также энергоаудиторы уполномочены выдавать паспорта готовности здания к эксплуатации, например, к осенне-зимнему периоду, когда системы жизнеобеспечения получают максимум нагрузок. За окном у нас сейчас здание Речного вокзала — корпус, который был построен много лет назад. Когда-то в нём работали люди. Сегодня он закрыт. Почему? Скорее всего, был сделан вывод, что он теперь неэффективен в эксплуатации. То есть обеспечить приемлемый уровень эксплуатационных затрат невозможно. 

Мой пространный рассказ даёт понимание, чем мы сейчас занимаемся — решением задач минимизации затрат на жилищно-коммунальные услуги и повышения энергоэффективности, которые поставлены правительством и президентом страны. Чтобы понять их важность, достаточно назвать лишь одну цифру — в себестоимость любого продукта, который ныне производится в России и за который гражданин страны платит деньги, заложено порядка 36 процентов затрат на транспорт и ТЭК. Поэтому, чем ниже мы уйдём от текущего показателя, тем наша продукция будет более конкурентоспособной на внешнем рынке. И тогда нам не придётся говорить о проблемах импортозамещения, потому что наши товары будут конкурентоспособными, и мы сами все будем производить. 

Не менее важное направление — внесение поправок в законодательство. Проводимая в этом направлении работа позволяет улучшать связку задач по энергообеспечению, энергосбережению, энергоэффективности с деятельностью компаний, которые ими занимаются. На законодательном уровне должны быть ясно и чётко прописаны схемы — кто, что и как должен проверять, кто должен давать оценку и т.д. Увы, в законодательстве до последнего времени этого отражено не было. Теперь формированием инициатив в этой сфере занимается саморегулируемая организация НОЭ. И все упомянутые мной направления обсуждаются на нашем форуме «Энергоэффективная Россия». Профессиональные дискуссии позволяют получить правильные решения стоящих задач и достичь упомянутых мной основных целей, то есть сделать Россию действительно энергоэффективной. 

- Для того чтобы принимать взвешенные серьёзные решения, необходим соответствующий профессиональный уровень участников конференции. Нынешняя конференция более представительна, чем предыдущая? 

Нынешний форум, как и прошлое мероприятие, да и как все другие, к которым мы прикладываем руку, проходят на достаточно высоком уровне — при поддержке органов и исполнительной и законодательной власти. И сегодня на нашем «энергоэффективном теплоходе» присутствует депутат Государственной Думы, известный государственный деятель Елена Леонидовна Николаева, которая сейчас, как и раньше, занимается вопросами, связанными со строительством и эксплуатацией зданий. Она является первым заместителем председателя Комитета Государственной Думы по жилищно-коммунальной политике и проводит очень активную работу по поддержке саморегулируемых организаций, которые занимаются не только строительством, проектированием, изысканием, но и энергосбережением, энергоэффективностью и энергоаудитом. Второй высокопоставленный участник нашего мероприятия — руководитель Национального объединения проектировщиков и изыскателей Михаил Михайлович Посохин. Вы знаете, это очень известный человек, имеет звания «Заслуженный строитель России», «Заслуженный архитектор России». По сути, это он возродил Храм Христа Спасителя. Помимо названных мной персон присутствуют и представители Правительства РФ, Минстроя России, которые занимаются вопросами энергоэффективности… Перечислять всех не стану, скажу лишь, что в панельных дискуссиях принимают участие специалисты, начиная от уровня заместителей министра до уровня руководителей профильных департаментов отраслевых структур, которые непосредственно являются исполнителями и заинтересованы в том, чтобы мы давали конструктивные предложения. Ведь министерство — орган федеральный. Оно опирается на результаты работы законодателей, то есть на законы, которыми регулируются те или иные отношения. А замечания, предложения по изменению этих законов, продвигаемые депутатами, должны подавать как раз такие национальные объединения, как НОЭ, НОСТРОЙ, НОПРИЗ. Ценность нашей совместной работы трудно переоценить — ведь мы, как раньше говорили, «от сохи», что называется, «ближе к земле», так как работаем с людьми, которые каждый день пользуются теплом, светом, прочими энергетическими ресурсами. Некоммерческие профессиональные объединения — первое официальное звено в цепи законодательных трансформаций отрасли. 

- Уверен, что на нынешнем мероприятии это звено выполнит свои функции подобающим образом, и мы получим полезные, весомые решения, а значит, ещё быстрее будем двигаться, а лучше сказать — плыть, в сторону подлинно энергоэффективной России. 

Несомненно, так и случится. Ведь это будет профессиональная работа — наверное, первое и главное в нашей жизни. Тем более, что многие организации, многие участники — они, по существу, занимаются этим трудом на общественных началах. Но это оправдывает себя — ведь данная деятельность идёт на благо отрасли, и в итоге на благо России и всех её граждан. Эти люди — наши коллеги — энтузиасты этого дела. Но самое главное — они государственники.

 

Интервью специалиста отдела коммунального хозяйства Департамента жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Фадеева Александра Валерьевича главному редактору журнала С.О.К. Александру Гудко

– Александр Валерьевич, мы присутствуем на последнем дне «Энергоэффективной России-2016». На мой личный взгляд, обсуждения удались. Были конструктивные предложения, были плодотворные дискуссии. Но хотелось узнать ваше мнение, как профессионала – насколько был обеспечен кворум, статус мероприятия, и какие, в связи с этим, можно прогнозы дать по эффективности последующих шагов?

В этом году форум был очень представительным. Приехали участники из Министерства строительства и ЖКХ, Министерства энергетики. Поэтому я думаю, что все вопросы, которые обсуждались в течение этих трех очень насыщенных работой дней, найдут свое продолжение в виде резолюций и серьезных документов. .. На будущий год хотелось бы в числе делегатов видеть еще представителей Министерства экономического развития и Министерства финансов, которые активно упоминаются в многочисленных выступлениях.

– Мы с вами присутствовали на обсуждении результирующего документа конференции. Вы – принимали в его формировании активное профессиональное участие. Много интересного будет в резолюции?

Это второй форум. По итогам первого форума было не менее жаркое обсуждение резолюции. Многое из этого документа уже реализовано, в том числе – нашим министерством, в части тех мероприятий, которые можно считать наиболее эффективными для повышения энергоэффективности зданий. На нынешнем обсуждении резолюции со стороны профессионалов поступило очень много конструктивных предложений, которые в последующем будут способствовать повышению энергоэффективности зданий, строений, сооружений. Данные предложения на 100% реализуемы при текущем развитии техники и технологий и наиболее эффективны с точки зрения затрат.

– Какие действия, какие практические шаги предпринимает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации для того чтобы повысить энергоэффективность российской экономики?

Министерство сегодня проявляет активность в разных направлениях, связанных с повышением энергоэффективности. Я расскажу о документах, сгенерированных министерством – в порядке их появления (но не значимости). Первый документ – это приказ об определении классов энергоэффективности многоквартирных жилых домов. Существует 161-й приказ Министерства регионального развития от апреля 2011-го года, в который мы сейчас добавляем таблицу с базовыми значениями потребляемых энергоресурсов. Кроме того, мы немного меняем саму структуру классов, добавляем процедуры, которые позволяют тот или иной класс присвоить. Это то, чего не было раньше в приказе, и то, что позволит уже эффективно и без промедления начать работать по этому документу, как только он будет подписан и зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации. Сейчас приказ, что называется, на выходе и может быть подписан и отправлен в Минюст России на регистрацию буквально со дня на день. Уже передана в Правительство «дорожная карта» о повышении энергоэффективности зданий, в которой прописаны конкретные мероприятия. Это большой документ – в нем 30 пунктов, 9 разделов. «Дорожная карта» – краткосрочная, срок ее исполнения – два года. Надеюсь, что после реализации всех заложенных в ней мероприятий мы получим другую систему нормативной документации для обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности. И продолжим работу дальше. Данный документ, «по уму», должен был появиться еще в 2010 году. В текущей ее версии специалистами министерства предусмотрено обновление заложенных ранее требований – то есть, будет учтен опыт, который мы накопили за пять лет реализации закона об энергосбережении. Министерство строительства и ЖКХ зарегистрировало Приказ № 644-ПР от сентября 2015-го года, в котором сказано о примерных условиях энергосервисного контракта в многоквартирных жилых домах. Это «долгий» документ, но теперь мы строим систему, которая позволяет использовать энергосервис в многоквартирных жилых домах на практике. А это значит – получать новое качество жилья для людей и при этом, в принципе, сохранять неизменными затраты. Люди не должны платить больше за коммунальные услуги, чем они платили бы до реализации энергосервисных мероприятий – этот принцип заложен и в проект Федерального закона об изменениях в Жилищный кодекс

Российской Федерации и другие законодательные акты, то есть, он предусматривает облегчение процедуры принятия энергосервисного контракта в многоквартирных жилых домах. Законопроект уже передан в Правительство. Не факт, что именно текущим созывом Госдумы, но, тем не менее, в ближайшее время он может быть принят. И тогда мы получим очень простую процедуру – энергосервисный контракт будет заключаться после принятия его условий общим собранием, то есть – простым большинством голосов жителей дома. В новом документе установлено ограничение размера платежей жителей после заключения энергосервисного контракта – они не могут превышать финансовых трат, которые имели место до того, как данный энергосервисный контракт появился. Я надеюсь, что комплексные мероприятия, о которых я рассказал, приведут к качественно новому скачку как в деле повышения энергоэффективности зданий, строений, сооружений и так и – всей экономики Российской Федерации.

– Минстрой проводит достаточно обширную работу. И существуют, к счастью, дискуссионные площадки, где профессионалы могут обменяться всем тем, что они знают. Таким образом ускоряется процесс достижения целей, обеспечивается консолидация усилий специалистов. Будем надеяться, что «Энергоэффективная Россия 2016» приведет к получению достаточно серьезных практических результатов.

Да, нынешний форум – хорошая площадка, когда в «концентрированном виде» собираются уникальные специалисты и обсуждают те вопросы, которые в других условиях обсуждались бы, может быть, месяцами. С корабля мы не можем никуда сбежать от обсуждения насущных, назревших проблем и это очень здорово. Во время пленарных заседаний, кулуарных разговоров здесь поднимается много вопросов, принимаются решения, готовятся изменения в нормативные документы. О полезности этой площадки говорят очень хорошие прошлогодние результаты. Надеюсь, что в этом году нас ждет еще больший успех и мы получим решения основных задач, стоящих перед экономикой России.

Comments
  • В этой теме еще нет комментариев
Add a comment

Your name *

Your e-mail *

Your message