:: Экономически Россия сейчас «чувствует себя» не лучшим образом. Но многие производители, в том числе присутствующие в России иностранные, воспринимают это как профессиональный вызов и демонстрируют свою уверенность, что всё будет хорошо. Михаил, а вы насколько оптимистично смотрите на перспективы развития отрасли и, в целом, российского рынка?

М.Ш.: Российский рынок для компании «Данфосс» по ряду направлений является принципиально важным. И наше присутствие на нем обусловлено тем, что компания является мировым лидером в сегментах управления и энергосбережении в теплоснабжении, в производстве частотных приводов и в холодильной технике.

Отечественный рынок чрезвычайно объёмен и потому предоставляет наилучшую возможность, развиваясь, оставаться мировым лидером. Фактически, если бренд на российском рынке не будет иметь лидирующие позиции, то ставится под вопрос само лидирующее положение компании в мире в целом. Поэтому, вне зависимости от экономической ситуации, у нас долговременные цели. Одна из них — сохранить лидирующие позиции в трёх упомянутых направлениях, инвестировать в них. Экономические сложности, конечно, отражаются на текущей работе, но мы считаем, что даже в сегодняшней ситуации рынок очень интересен и перспективен для «Данфосс». В связи с «турбулентностями», как политическими, так и экономическими, нам, безусловно, очень хотелось бы как можно крепче быть «привязанными» к российским поставщикам компонентов, а также создавать всю необходимую инфраструктуру для того, чтобы быть наименее зависимыми от этих самых экономических и политических колебаний.

«Данфосс»: продолжение локализации следует. 5/2015. Фото 4

:: Скажите, какие товарные позиции вы сегодня считаете перспективными для локализации в России?

М.Ш.: Сразу хотел бы отметить, что на локализацию нас «толкают» не санкции в отношении России — это просто логичное бизнес-решение. Если мы продаём в рублях, значит, лучше покупать или производить товар на месте. Что же касается товарных линеек, то наиболее просто локализуется оборудование для теплоснабжения. Кроме того, отечественный рынок очень специфичен. Например, по блочным тепловым пунктам каждый раз требуется индивидуальное решение. И в России эти решения значительно отличаются от тех, что востребованы в Европе. Другого более удобного способа, кроме как собирать тепловые пункты здесь, я не вижу. При этом наиболее сложные компоненты и с точки зрения цены, и с точки зрения объёмов, также должны производиться здесь.

Именно это обусловило запуск нами локализованного производства стальных шаровых кранов, включая изготовление компонентов. В Нижнем Новгороде мы собираем теплообменники. Эта товарная позиция тоже имеет высокую степень локализации. Речь также идёт об арматуре, которая входит в состав блочных тепловых пунктов.

У сегмента техники для индивидуального учёта энергопотребления в России своя специфика. Я имею в виду конфигурацию стен и их способность пропускать радиосигнал. Это заставляет смотреть на систему индивидуального учёта иначе. Поэтому было реализовано полностью локализованное производство приборов в России на базе одного из наших партнёров — по нашей спецификации, с нашим оборудованием.

А вот с частотными приводами ситуация непростая. Здесь быстрой и экономически обоснованной локализации добиться сложно. Ведь рынок частотных приводов в России находится на начальном этапе развития. Он, конечно, растёт, но всё равно ощутимо медленнее мирового. Например, в Германии объём наших продаж частотных приводов составляет больше 100 миллионов евро. В России эта цифра в несколько раз меньше. Низкую себестоимость единицы продукции, а значит, и конкурентоспособность, можно обеспечить только при массовом рынке, которого в России пока, увы, нет. Кто бы что не говорил о лояльности к бренду, клиенты хотят получить более дешёвый продукт. И когда речь идёт об импортозамещении, то очень часто именно он и подразумевается. Мы сейчас думаем, как в текущих условиях организовать выгодное всем локализованное производство частотных приводов, и в ближайшее время планируем запустить его, конкретно — ряд моделей, на которые имеется наиболее высокий спрос в стране. Но полномасштабная сборка всей линейки частотных приводов сегодня нерентабельна. То же самое касается комплектующих для холодильной продукции — термостатов и компрессоров для бытовых холодильников. Если же говорить целиком о холодильных станциях, чиллерах или компрессорных агрегатах, которые устанавливаются на специализированную технику — вагоны-холодильники или спецмашины для перевозки замороженных продуктов и тому подобное, то здесь дела обстоят лучше. Наши партнёры на основе компонентов Danfoss собирают узлы или блоки, холодильные агрегаты, одним словом — создают конкурентоспособные решения, которые полностью локализованы и отвечают местной специфике.

Впрочем, мы ищем пути создания производства компонентов для холодильного оборудования. Например, у нас есть электронные регуляторы, которые используются в приточных системах и системах кондиционирования. Объём потребления этих компонентов достаточно серьёзный, и мы рассматриваем возможность организации их сборки в России.

«Данфосс»: продолжение локализации следует. 5/2015. Фото 5

:: Компания «Данфосс» выпускает достаточно большое количество энергосберегающего оборудования. В настоящее время в России проводится реконструкция и модернизация многоквартирных домов, одним из аспектов которых является обновление инженерного парка. Скажите, с какими проблемами приходится сталкиваться при оснащении многоквартирных домов энергосберегающим оборудованием? М.Ш.: Если мы говорим о плановой реконструкции, то это программа капитального ремонта. И для его осуществления в каждом регионе были созданы специальные операторы. Проблема в том, что эти самые операторы не ставят в план мероприятия по повышению энергоэффективности. По крайней мере, эта задача не является приоритетной. Вторая проблема касается надёжности теплоснабжения и тепловых пунктов. Задача их установки в рамках капремонтов тоже почему-то не рассматривается как обязательная, несмотря на то, что здесь есть огромный потенциал. Если уж капитальный ремонт проводится, то логично установить тепловой пункт и провести хотя бы балансировку системы. Что же это за капремонт такой, если мы боимся войти в квартиру и поднять вопрос о замене отопительного прибора, об установке регуляторов внутри системы отопления? А всё потому, что «сверху» не было поставлено такой задачи. В то время как имеющиеся инженерные системы очень часто являются морально и физически устаревшими и требуют незамедлительной замены.

В сегменте коммерческого строительства — другая проблема. В связи с тяжёлой экономической ситуацией девелоперы, строительные компании стали очень неприхотливы при выборе оборудования. Особенно это было заметно в начале года, когда они вообще уходили от автоматических решений и очень часто предпочитали их ручным. То есть строители не обращали внимание на то, что в нормативной документации «чёрным по белому» написано: «использовать автоматическое регулирование». И покупали не наше проверенное временем высокотехнологичное оборудование, а самый низкий по цене продукт на рынке. Это, скорее всего, приведёт к тому, что эффект от его использования будет минимальный. Безусловно, в данной ситуации мы стараемся быть очень гибкими в цене и давать конкурентные предложения, понимая, в какое положение попали монтажные компании. И надеемся, что ситуация, так или иначе, вернётся в позитивное русло. Оптимизм внушает появление субсидирования ипотечных ставок для частных клиентов в подпрограммах развития жилищного сектора, когда люди берут деньги под свои квартиры. Это, может быть, улучшит ситуацию, появится приток денег, и строительные компании смогут нормально реагировать на наши предложения. Но, в целом, пока внимание государства к отрасли ЖКХ недостаточное. Мы пытаемся сейчас активно работать с профильными органами власти и, как нам кажется, нашли понимание у Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

:: В столь непростой ситуации в стране большую роль играет развитие производства, которое невозможно без увеличения количества квалифицированных кадров. Насколько я знаю, вы ведёте активную работу с профильными российскими ВУЗами. Расскажите о ваших образовательных проектах, партнёрах. М.Ш.: Действительно, мы давно работаем с крупнейшими институтами. В Москве, по сравнению с другими регионами, спрос на кадры особенно высокий. Хотя в регионах нами также проводится большая работа. ООО «Данфосс» взаимодействует с профильными ВУЗами, такими как МЭИ, МГТУ имени Баумана, МГСУ. Мы постоянно коммуницируем с представителями кафедр, ежегодно проводим встречи со студентами, которые интересуются нашей тематикой.

Ежегодно около 50-ти человек приходит к нам на день открытый дверей, и представители компании делают презентации по каждому из наших направлений, рассказывают об имеющихся вакансиях. У ребят есть возможность потрогать оборудование, задать вопросы, понять специфику нашей деятельности. Кроме того, мы приглашаем студентов — как тех, кто продолжает учиться, так и после завершения учёбы — на стажировки. У них есть возможность попробовать себя на разных позициях.

У нас всегда есть потребность в людях, которым интересно заниматься нашими направлениями: теплоснабжение, холодоснабжение и частотные приводы. Каждый год приезжают студенты, решившие помочь нам выполнять те или иные работы. Само собой, прежде чем допускать их к проведению расчётов, процессу создания технических решений или спецификаций, мы проводим специальное обучение. Так и растим для себя кадры. Кстати, в апреле в Казанском энергетическом университете мы открыли так называемый Application Center (центр технических знаний, технических решений), где установили лучшие из имеющихся у нас опытных стендов, на которых студенты могут не только ознакомиться с продукцией фирмы, как обычно это происходит в демонстрационных залах, но и симулировать различные ситуации, имеющие место в работающих инженерных системах. Есть модели систем отопления и теплоснабжения, где можно воспроизвести процессы, происходящие, например, в тепловых сетях с большим количеством абонентов. Имеются и модели холодильных решений, холодильных прилавков, управления супермаркетом, которые, например, позволяют потренироваться управлять температурой в разных точках магазина. На данных стендах установлены в том числе и частотные приводы. На других можно моделировать различные режимы работы систем вентиляции или водоснабжения. Благодаря всему этому студенты могут получать не только теоретические профессиональные знания, но и навыки реальной работы. Я бы сказал, что это уникальные инструменты обучения. Они позволяют на практике отработать многие актуальные вопросы инженерного обеспечения объектов: нужна ли и что даёт балансировка в системах теплоснабжения, как динамические режимы управления в зданиях влияют на стабильность таких систем, как снизить колебания давления в сетях водоснабжения и тому подобное. Кроме того, немаловажно, что ребята получают опыт непосредственного взаимодействия с опытными специалистами, работающими в компании «Данфосс».

«Данфосс»: продолжение локализации следует. 5/2015. Фото 6

:: Каковы стратегические планы у компании «Данфосс» по развитию бизнеса в России? Имеется в виду не только производственное направление, но и всё, что может трансформировать бизнес компании в будущем.

М.Ш.: Первая и главная наша стратегическая и решаемая ныне задача — локализация производства. В ближайшее время мы расширим сборочную площадку блочных тепловых пунктов. Увеличиваем выпуск шаровых кранов. Изменения происходят и в производстве терморегуляторов. Направление индивидуального учёта у нас уже локализовано. Точнее сказать — происходит расширение линейки средств индивидуального учёта.

В будущем локализация в определённой степени коснётся и частотных приводов и, наверное, холодильного направления тоже. Мы продолжим активно работать с российской инженерной аудиторией — я имею в виду инженеров-проектиров- щиков систем электро-, тепло- и холодоснабжения. Кроме того, планируем повышать активность работы в регионах. Как только увидим позитивные тренды на рынке — начнём реализовывать планы по увеличению масштабов уже имеющихся производств, запустим их на полную мощность. Обсуждаются договорённости о создании в ряде регионов дочерних производственных подразделений. Как вы понимаете, в данный момент не самая лучшая экономическая ситуация, поэтому говорить о неких гигантских шагах в развитии бизнеса пока ещё преждевременно. Необходимо дождаться позитивной рыночной динамики и тогда уже по-настоящему «засучить рукава». Наша текущая и наиболее актуальная задача — удержать имеющиеся позиции, и в случае проблем у потенциальных клиентов, связанных с невыполнением обязательств теми или иными поставщиками, занять нишу последних. «Данфосс» — компания с большим запасом прочности и хорошими компетенциями. Поэтому мы можем себе это позволить.

С видео-версией интервью можно ознакомиться в разделе «Видео/СОК TV» на интернет-ресурсе журнала С.О.К.: www.c-o-k.ru

«Данфосс»: продолжение локализации следует. 5/2015. Фото 7