Подготовка начинается задолго до февраля. Самые дальновидные за полгода-год до начала выставки подписывают договоры и арендуют выставочные площади, занимают выгодные места. Осень начинается с работы с дизайнерскими бюро: нужно придумать концепцию стенда, разработать планировку и дизайн, выбрать оригинальную идею, которая наилучшим образом передаст маркетинговые задачи компании и привлечет посетителей. Нужно предусмотреть наличие переговорных комнат, гардеробов и кладовок, оценить размеры витрин и ответить на тысячу вопросов, которые помогут сделать удобный и привлекательный стенд. Долгие месяцы пройдут в выборе подрядчика, обсуждении вариантов дизайна, внесении корректировок. В декабре и январе отдыха тоже не предвидится: нужно разрабатывать и печатать полиграфическую продукцию, заказывать сувениры, нанимать промоутеров и закупать необходимые мелочи, проводить обучение стендистов. Последние дни перед началом офис превращается в большой склад: здесь концентрируется все, что нужно отвезти на выставку, идет поиск транспорта и грузчиков, которые в день заезда доставят все на выставку, и можно будет начать настоящую работу, ради которой все эти долгие месяцы шла массированная подготовка. Итак, февраль, второе число, 10 часов утра. Все три павильона «КрокусЭкспо», отданные под AquaTherm’2010, замерли в ожидании посетителей. Затишье, словно перед грозой: тут и там тихо ходят участники, фотографируются на фоне стендов — понимают, что вотвот начнется, и времени на фотосъемку уже не останется. Посетители уже приближаются к «Крокусу»: едут на машинах и такси, сплошным потоком идут от новой станции метро «Мякинино», которая открылась в конце декабря, и теперь доехать до выставки гораздо легче, чем в прошлыегоды. Появляются очереди у стоек регистрации: все спешат обменять электронные билеты и пригласительные на бэджик посетителя и окунуться наконец в пульсирующую энергетику главной выставки года. Залы заполняются, и выставочные «улицы» уже полны. AquaTherm начался! В этом году AquaTherm в очередной раз подтвердил статус ведущего события в индустрии отопления, водоснабжения, сантехники и вентиляции. В трех павильонах разместились 390 компаний из 24 стран. Наиболее заметно были представлены Германия и Франция, создавшие отдельные национальные павильоны и представившие крупнейших производителей отопительной техники, систем вентиляции и оборудования для бассейнов. Часть выставки была отведена компаниям из Китая: эта страна является заметным игроком рынка, поставляя в Россию самую разнообразную инженерную продукцию, предлагая традиционно низкие цены и впечатляющий ассортимент. Стремясь привлечь посетителей, участники старались сделать свои стенды максимально заметными и интересными. Одна из компаний, явно ориентируясь на мужскую аудиторию, попыталась создать на стенде вариант идеального места для настоящих мачо: главным объектом они сделали желтый болид «Ламборгини», рядом на большом экране шла трансляция футбольных матчей. Добавьте к этому девушек топлесс, демонстрирующих образчики бодиарта, и картина стенда будет полной. Одним из самых оригинальных стал стенд торгового дома «Эгопласт». Расположенный прямо около входа в главный павильон, он был выполнен в виде сцены, стилизованной под органный зал. Роль органных труб выполняли яркие оранжевые трубы, производимые заводом «Политрон» и поставляемые «Эгопластом». Все дни выставки здесь играла живая музыка: как классические, так и популярные композиции. При этом главным достоинством стенда была его естественность: несмотря на оригинальный дизайн, здесь нашлось достаточно места для переговорных зон, витрин с образцами предлагаемой продукции, стендов с ассортиментов ведущих поставщиков. По итогам AquaTherm’2010 именно стенд «Эгопласта» был отмечен дипломом «За лучшие инновационные решения в дизайне стенда». Важная часть работы на выставке — промоутеры: люди, которые раздают листовки, анкетируют людей или раздают сувениры, всеми способами привлекая посетителей на стенд. AquaTherm не стал исключением, поражая разнообразием промо-специалистов: от девушек во фраках и цилиндрах до людей, облаченных в костюм ванны и в наряд гигантского мехового унитаза. В привлечении клиентов на стенд все средства хороши, главное — чтобы эти усилия выглядели обоснованными, а промоутеры хорошо знали свое дело, не ленились и не сбивались в застенчивые стайки. Ведь для посетителей они вовсе не обуза, а дополнительный источник полезной информации, за которой люди и приходят на выставку. Каждая значимая выставка отличается не только общением на стендах, но и программой обмена знаниями. Семинары и конференции призваны объединить специалистов рынка с начинающими игроками и конечными потребителями, служат для продвижения товаров и профессиональных услуг. Прошедшая в рамках AquaTherm’2010 конференция «Инженерные системы. Проблемы и их решения. Технологии» собрала больше сотни слушателей и более десяти докладчиков из ведущих компаний: «Нортех инжиниринг», Vaillant, De Dietrich Thermique, Dow, Sanha и ряд других, не менее известных участников. Количество посетителей за четыре дня выставки составило 15700 человек. Это намного больше, чем в предыдущие годы. Участники отмечали, что на нынешнем AquaTherm’2010 они за день собирали столько же контактов посетителей, сколько на предыдущих выставках накапливалось за все четыре дня работы, а ведь количество контактов — один из главных показателей эффективной работы на выставке. Все участники сошлись в одном: AquaTherm’2010 стал отличной площадкой для продвижения, развитие выставки налицо. Подавляющее большинство опрошенных считают, что поставленные цели достигнуты. Теперь пора начинать готовиться к AquaTherm’2011, чтобы встретить его во всеоружии и получить новый стимул к развитию. ❏